Непростая материя
Агитационный лозунг, вписанный в цветочный орнамент, дирижабль на Ходынском поле и фабрика-корабль – самые примечательные орнаменты ивановских ситцев таят увлекательные истории, отражающие дух эпохи.

Производству ситцев из Иванова и окрестностей – около 300 лет. За это время, экспериментируя с формами, сюжетами и стилями, художники создали тысячи удивительных принтов. И если традиционные орнаменты народных промыслов повторяли канонические мотивы, то для своих тканей ивановские мастера могли придумывать дизайн, реагируя на значимые события и тенденции и отражая все изменения, происходящие в обществе и культуре. Так, помимо привычных растительных орнаментов, появилось множество необычных и даже неожиданных рисунков: фантастические сюжеты, агитационные мотивы, современные абстракции и авангардные композиции.
Некоторые из этих узоров рождались под влиянием эпохи – например, модерновые мотивы начала XX века или индустриальные орнаменты 1920-х годов. Другие были экспериментальными: художники стремились отойти от классических образов и искали новые формы для выражения знакомого мотива в тканях. И подлинный смысл этих орнаментов не всегда различим с первого взгляда. Какие секреты скрывают узоры ивановских тканей?
Огненный бутех
Ситец. Товарищество мануфактур Прасковьи Витовой с сыновьями. Иваново-Вознесенск. 1896 г.

Прообраз орнамента пейсли появился в Персии (современном Иране) еще в I тысячелетии до н. э. Там этот мотив назывался «бута» или «ботех». По разным версиям, это был стилизованный цветочный бутон или огонь; он символизировал долголетие, жизнь и бессмертие. Узор распространился на территории Индии, особенно в Кашмире, где им стали украшать дорогие шерстяные шали. В конце XVIII века британские колонизаторы привезли кашмирские шали в Европу. Эти дорогие аксессуары, доступные только для элиты, стали атрибутом роскоши. Чтобы поддержать растущий спрос, фабрики города Пейсли в Шотландии наладили массовый выпуск тканей с таким узором. Со временем орнамент стал называться пейсли.
Российские фабриканты активно заимствовали восточные и европейские мотивы, встраивая их в национальную художественную традицию. Ивановские мануфактуры стали производить ткани с «индийскими огурцами», или «турецкими бобами», – так этот орнамент называли в Российской империи. Художники адаптировали его под вкусы русских покупателей, дополняя стилизованными цветами, геометрическими элементами и характерными цветовыми сочетаниями. И орнамент полюбился покупателям, стал народным. В XX веке он вновь пережил всплеск популярности в 1960–1970-е годы. Ивановские дизайнеры текстиля продолжают работать с этим орнаментом и в наши дни, поскольку пейсли – по-настоящему вечная классика.
Пальма первенства
Ситец. Мануфактура Осипа Сокова. Иваново, Шуйский уезд, Владимирская губерния. 1787–1801 гг.

Орнаменты викторианской Англии, прославившие их создателя Уильяма Морриса (1834–1896 гг.), стали культовыми: их мотивы на протяжении полутора веков используют дизайнеры всего мира. Однако почти за сто лет до Морриса похожие орнаменты создал малоизвестный русский текстильный художник Осип Соков (1743–1801 гг.): те же изогнутые листья, тонкие ветви и кружевные узоры, та же тщательная проработка и выверенная ритмика.