История парусных кораблей

Вокруг светаИстория

Крылья для людей

Человечество в огромном долгу перед парусными кораблями: именно технология плавания под парусом позволила нам освоить все уголки собственной планеты

Текст Владимир Веретенников

44-пушечный фрегат «Аврора». 1844. Государственный центральный военноморской музей. Санкт-Петербург

Эта технология развивалась и совершенствовалась несколько тысячелетий. Первые примитивные суденышки, жмущиеся к берегам, со временем сменились сложными сооружениями из дерева, металла, пеньки и парусины, на которых наши предки избороздили все моря и океаны, открыли все заморские континенты и далекие острова.

Смелее и дальше

Судя по всему, первыми применили парус древние египтяне, случилось это не ранее 5500 лет назад. Собственно, именно египтяне совершили и первое исторически задокументированное морское путешествие: плавание в страну Пунт (которую современные историки помещают на побережье Аденского залива в Восточной Африке), состоявшееся в XXVI в. до н. э., при фараоне Сахура. О множестве других, не менее замечательных, морских путешествиях не осталось достоверных свидетельств. Однако знаменитый Тур Хейердал полагал, что те же древние египтяне могли на своих парусных тростниковых лодках пересекать Атлантику и достигать Америки, и не только рассуждал об этом, но и в ходе двух экспедиций «Ра» наглядно показал, как это могло быть на практике.

Появлению лодок предшествовал плот, возможности которого Хейердал показал во время путешествия «Кон-Тики». Но со временем человечество переключилось на более надежную конструкцию. Древние египтяне и жители Междуречья, чьи страны не изобиловали древесиной, сначала плели свои суденышки из тростника или обтягивали их борта шкурами. Потом, по мере перехода на дерево, опытным путем пришли к идее киля, шпангоутов и мачт со все более сложным такелажем. Для движения, в зависимости от погоды, могли использоваться как паруса, так и весла. По меркам сегодняшнего времени суда древних египтян смотрятся скорлупками: 14–20 метров в длину и 5 метров в ширину. Тем не менее на них уже можно было выходить из уютных рек и пробовать себя в противоборстве с морскими волнами.

Деревянный макет египетской лодки. Около 2150–2050 г. до н. э.

Морские бродяги финикийцы уже располагали внушительными для того времени судами: водоизмещение до 230 тонн, длина до 30 метров, экипаж более 30 человек, высокая мачта с прямым парусом. «…Брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим», – так описывает пророк Иезекииль финикийское судно. На своих кораблях финикийцы исследовали все Средиземное море, выходили в Атлантику и даже, если верить Геродоту, обогнули Африку. А их наследники карфагеняне активно осваивали территории за Геркулесовыми столбами, в том числе Азорские и Канарские острова.

На своих судах финикийцы освоили Средиземное море и выходили в Атлантику

Следующим великим морским народом оказались эллины. На кораблях они и сражались, и путешествовали. Греческие колонии расположились вокруг Средиземного моря, по выражению Цицерона, как «лягушки вокруг пруда». Древние греки со временем стали искусными кораблестроителями. Уже во времена их морской победы над персами при Саламине (480 г. до н. э.) эллины спускали на воду со своих верфей суда-триремы с тремя ярусами весел по каждому борту и с мачтой для паруса. Они достигали в длину 38 и в ширину 6 метров, водоизмещение – до сотни тонн. Экипаж, с учетом бравшихся на борт воинов, мог составлять до двухсот человек.

Спустя несколько веков римляне, путешествовавшие, торговавшие и воевавшие по морям не меньше греков, начали строить парусно-гребные суда еще больших размеров. Их квинквиремы (конструкцию которых они позаимствовали у своих заклятых врагов-карфагенян) имели уже пять рядов весел – до 25 в один ряд. Водоизмещение – более 200 тонн, длина – 45 метров, ширина – 6 метров, осадка – 2,5 метра, экипаж – около 250 человек. Число оснащенных парусами мачт увеличилось до двух. Впрочем, вздымаемые на этих мачтах прямые паруса рассматривались скорее в качестве вспомогательного движителя и применялись только при попутных ветрах. Искусство движения в галфвинд и бейдевинд и хождения переменными галсами человечество освоит позже.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пришел Кутузов бить французов: 7 мифов о легендарном генерал-фельдмаршале Пришел Кутузов бить французов: 7 мифов о легендарном генерал-фельдмаршале

Масон, заговорщик, бездарный полководец, «выезжавший» за счет чужих достижений?

Вокруг света
Как отменить подписку на Нетфликс на смартфоне, ПК и телевизоре Как отменить подписку на Нетфликс на смартфоне, ПК и телевизоре

Мы расскажем, как отписаться от Нетфликс

CHIP
Королева водорослей Королева водорослей

Как превратить природный мусор на пляже в искусные и долговечные предметы?

Вокруг света
Учить, чтобы заработать: зачем бизнес вкладывается в образование Учить, чтобы заработать: зачем бизнес вкладывается в образование

Инвестиции в образование решают кадровую проблему и повышают капитализацию

Forbes
Цветы зла Цветы зла

Главное оружие растений – яд. Даже если это растение банальная картошка

Вокруг света
Дальше, выше, быстрее: 5 вех в истории пассажирской авиации Дальше, выше, быстрее: 5 вех в истории пассажирской авиации

Самые важные вехи в истории пассажирских авиаперевозок

Вокруг света
Невидимый остров Невидимый остров

Куда только не занесет нас, друзья мои, Муза Дальних Странствий

Вокруг света
15 вещей, которые нужно знать об Афганистане, который опять пошел ко всем чертям 15 вещей, которые нужно знать об Афганистане, который опять пошел ко всем чертям

Откуда у Талибана ноги растут?

Maxim
Они идут Они идут

Часы сегодня — средство самовыражения и туристический аттракцион

Вокруг света
Вернувшиеся с того света: когда остановка сердца — еще не конец Вернувшиеся с того света: когда остановка сердца — еще не конец

Порой людям удается обмануть смерть

Вокруг света
Смесь времен Смесь времен

По итальянской капонате можно изучать историю Сицилии

Вокруг света
Дитя трех эпох. Тест-драйв Nissan Murano Дитя трех эпох. Тест-драйв Nissan Murano

Флагманский кроссовер «Ниссана» для России словно выпал из течения времени

РБК
Изобрести колесо Изобрести колесо

Люди шли к изобретению колеса не одно тысячелетие

Вокруг света
Что ты такое? Что ты такое?

Как за последние десятилетия поменялось наше гендерное восприятие

Men’s Health
Старый способ обогнуть мир Старый способ обогнуть мир

Жизнь учебного парусника «Мир», который отправится в свою первую кругосветку

Вокруг света
Оргазм мозга Оргазм мозга

Что такое АСМР, и истории людей, которые уже не могут без этого жить

Лиза
Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну

Сергей Шойгу — об особенностях сибирской охоты и России

Вокруг света
На кого ты меня променял?! Голливудские звезды, у которых увели мужей няни На кого ты меня променял?! Голливудские звезды, у которых увели мужей няни

Звезды первой величины, которые не выдержали конкуренции со своими помощницами

Cosmopolitan
Все время мира Все время мира

Как человечество познакомилось с мировым времен и линией перемены дат

Вокруг света
Почему «Большая глина №4» Урса Фишера — это все-таки искусство. Аргументы за самый спорный памятник в Москве Почему «Большая глина №4» Урса Фишера — это все-таки искусство. Аргументы за самый спорный памятник в Москве

Почему Москве повезло с произведением Урса Фишера?

СНОБ
Клио на баррикадах Клио на баррикадах

Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

Дилетант
Мастер мира Мастер мира

VR-концерт в соборе Нотр-Дам де Пари, восстановленном в виртуальной реальности

Популярная механика
Маск, я вас знаю Маск, я вас знаю

Что связывает Илона Маска с Россией, кроме космической гонки

GQ
Человек с неприятным лицом Человек с неприятным лицом

Как жил и творил свои масштабные злодеяния Жак Фоккар

4x4 Club
Крестовый психоз бедноты Крестовый психоз бедноты

Крестовый поход бедноты запомнился грабежами и массовыми убийствами

Дилетант
Валентина Малявина: почему первая любовь Збруева сидела в тюрьме за убийство Валентина Малявина: почему первая любовь Збруева сидела в тюрьме за убийство

Валентина Малявина была одной из самых ярких актрис своего времени

Cosmopolitan
Место встреч: Междуречье Место встреч: Междуречье

Месопотамия – исторический регион в Турции, охватывающий долины Евфрата и Тигра

Вокруг света
Регина Тодоренко: «Мне всегда нужна какая-то встряска» Регина Тодоренко: «Мне всегда нужна какая-то встряска»

Регина Тодоренко рассказала о своих путешествиях, любви к фолку и друзьях

Cosmopolitan
Вечное сияние искусственного разума: глава романа «Исландия» Александра Иличевского Вечное сияние искусственного разума: глава романа «Исландия» Александра Иличевского

Отрывок из «Исландии» — художественного и исторического путешествия

Esquire
Ниже ростом, но худее: удастся ли дочери Хайди Клум повторить ее успех Ниже ростом, но худее: удастся ли дочери Хайди Клум повторить ее успех

Хайди Клум многое сделала для того, чтобы ее дочь Ленни стала героиней глянца

Cosmopolitan
Открыть в приложении