Идеальный градостроитель
Комфортная и доступная среда для всех — лишь предвыборные обещания? Нет! В природе существуют непревзойденные застройщики и ландшафтные дизайнеры, создающие благоустроенные микрорайоны с общепитом и парками. Это бобры
Новостройки
Главные лесные застройщики работают всегда семейным подрядом. Придя на новое место, бобры сначала оценивают перспективность потенциального участка. Требования у них довольно строгие: планируемый микрорайон должен располагаться обязательно в верховьях или на небольших боковых протоках мелких рек. Животные строят с размахом, поэтому рассматривают только площадки длиной не меньше одного-двух километров.
Прежде всего они сооружают для себя просторный подводный коттедж, который люди неуважительно именуют хаткой. Полукруглые бобровые коттеджи сделаны из ветвей, и обычно это солидные строения до 20 метров в диаметре и до двух в высоту. Территорию будущего микрорайона животные «обносят забором»: метят «бобровой струей» и секретом анальной железы. Такие «таблички» предупреждают других бобров, что на стройплощадку вход закрыт. Затем животные принимаются строить дороги — наполненные водой канавы шириной 30– 60 см и глубиной 20–35 см. Проложенные «шоссе» служат для транспортировки древесины, которой застройщикам вскоре понадобится очень много.
Бобры возводят из древесины свои «объекты», а осенью и зимой питаются корой. На мелкой узкой речке серьезных кладовых не сделаешь, поэтому животные углубляют и расширяют водоем, создавая плотины из ветвей и коряг. Храня обильные запасы еды под водой, бобры могут зимой не выходить на лед. Хотя в воде эти животные настоящие акробаты, на суше они весьма неуклюжи и легко могут стать жертвой любого хищника.
Даже обычная бобровая плотина — довольно внушительное сооружение: в длину она достигает 20 метров, в высоту — трех. Но иногда животные возводят поистине монументальные конструкции длиной более 300 метров. Такие гиганты — результат многолетних доработок исходного проекта, которые проводятся, когда река неожиданно обходит плотину. Преграждая водное русло, плотина создает пруд площадью в несколько гектаров. Формально ее сооружением бобры заканчивают строительную деятельность и «сдают проект», но на деле с этого момента как раз и начинается обустройство нового жилого «микрорайона» в лесу.
Первые жители
Бобровые плотины меняют окружающее пространство уже в первый год существования. Окрестности плотины становятся своеобразным районом новостроек, куда довольно быстро въезжают новые жильцы и где создается прекрасная инфраструктура. Первыми переселяются обитатели водной стихии. Благодаря плотине вода, которая прежде текла по узкому руслу, разливается по большой площади и затапливает лес. Формируются богатые органикой слабопроточные теплые водоемы, где бурно развивается планктон — мелкие одноклеточные водоросли, простейшие и крошечные рачки. Они служат пищей для насекомых и их водных личинок, которые быстро осваивают «новостройки»: общая биомасса насекомых в таких районах может быть в 2–5 раз больше, чем на не освоенных бобрами участках реки.
Планктон и насекомые привлекают в бобровые пруды рыб. Из-за обилия мелкой рыбешки в новых «микрорайонах» поселяется даже такой любитель быстрого течения, как хищная форель (на некоторых северных реках бобровые пруды оказываются лучшим местом для ловли форели). Всевозможные рыбы стремятся сюда не только ради отличного общепита — в новом «микрорайоне» прекрасно организована система детовспоможения. Мелководные участки прудов идеальны для нереста, здесь же развивается рыбья икра и резвятся мальки.