Эпатаж: перезагрузка
В наше время киностудии то и дело переснимают популярные фильмы, а в 1870-е годы Поль Сезанн написал новую версию известной картины Эдуара Мане, вызвавшую скандал – не меньший, чем изначальный шедевр
Париж, 1865 год, Салон живописи и скульптуры. Возмущенная публика толпится у картины Эдуара Мане «Олимпия», возле которой даже пришлось выставить охрану. Люди в ярости, что художник изобразил обнаженной не мифологическую Венеру или экзотическую одалиску, а столичную куртизанку – современницу, да еще и в дерзкой манере, не похожей на выглаженную живопись академистов.
Париж, девять лет спустя – первая выставка художников, которых после разгромной статьи одного из критиков назовут «импрессионистами». Зрители неистовствуют возле полотна Поля Сезанна «Современная Олимпия». Это своеобразный «ремейк» шедевра Мане.
В 1860-е создатель «Олимпии» стал для молодого Сезанна ярким примером художника, исследующего новые возможности в живописи, которым не научат в Школе изящных искусств. Сезанну тоже были тесны академические рамки. Он написал несколько работ по мотивам поразившей его картины Мане. Финальный вариант появился в результате спора с другом, доктором Полем-Фердинандом Гаше: Сезанн воскликнул, что может создать такой же шедевр, как «Олимпия», на что собеседник заявил: «Так сделайте же это». В результате получилась картина, ставшая своего рода ответом знаменитому мастеру: более дерзкая и импрессионистская по исполнению, ироничная, но отдающая дань уважения живописи Мане.
«Новая Олимпия» очень понравилась Гаше, он купил ее у Сезанна и предоставил для выставки, которую единомышленники художника устроили в пику официальному Салону. Многие посетители приходили туда посостязаться друг перед другом в остроумии, комментируя непонятную им живопись. Среди смелых работ, представленных на этой выставке, самой скандальной была «Новая Олимпия». Критик Луи Леруа из газеты «Шаривари» считал, что она даже превзошла предшественницу: «Помните «Олимпию» г-на Мане? Так вот, это был шедевр рисунка, грамотности исполнения, законченности по сравнению с работой г-на Сезанна». Другой критик, Марк де Монтифо (под этим именем писала дама), был еще беспощаднее: «Господинн Сезанн представляется не иначе как сумасшедшим, работавшим в состоянии белой горячки».