Четыре комнаты
Революционеры призывают разрушить несовершенный мир, чтобы на руинах построить лучший. Тибетские монахи, напротив, долго создают образ гармоничного мира, чтобы его уничтожить
Тибетские монахи месяцами учатся делать песочные мандалы, на создание этих изображений тратят по несколько дней — и разрушают сотворенное за минуты. В помещении, выбранном для ритуала, совершают подношения просветленным существам и очистительные обряды, сооружают помост. Мандалы в основном выкладывают не из речного песка, а из каменной крошки. В древности для этого измельчали самоцветы: бирюзу, малахит, яшму и т. д. Теперь же обычно используют дробленый мрамор, окрашенный в разные цвета. На основу по памяти наносят чертеж, а по нему уже выкладывают узоры через металлические трубочки с ребристой поверхностью и отверстием на конце. Поверхность трубки трут рогом яка или другим твердым предметом, создается вибрация, и изнутри ровной струйкой высыпается песок. Линии корректируют лопаточкой.
По сути, мандала — это модель вселенной совершенных существ, где главное место занимает дворец, в котором обитают воплощения основных буддистских добродетелей. Но, с точки зрения буддизма, любой мир все же иллюзорен и преходящ, и об этом нужно помнить. Когда мандала закончена, труд многих дней сметают в сосуд, чтобы потом высыпать в реку.
Выкладывание мандалы — мощная медитационная практика для ее создателей, оказывающая, как считается в тибетском буддизме, очистительное действие на зрителей и место, где происходит обряд. На фото тибетские монахи из обители Ташилунпо в октябре 2013 года выкладывают в одном из помещений британского Солсберийского собора мандалу Ченрезига. Ченрезиг — тибетская версия индийского бодхисаттвы Авалокитешвары, воплощение безграничного милосердия Будды.