Божественная пошлость
Китч, банальность, как это, собственно, и называется? Джефф Кунс пытается доказать зрителю, что попса ничуть не хуже высоких материй. И внакладе не остается.
«Это моя „Пьета“», — говорил Джефф Кунс о скульптуре, изображающей поп-певца Майкла Джексона с ручным шимпанзе более чем в натуральную величину. С шедевром Микеланджело — статуей Богоматери, оплакивающей Христа, — работу Кунса роднит треугольная композиция, однако подобное сравнение может показаться кощунственным. «Майкл Джексон и Бабблз», как и другие скульптуры серии «Банальность» 1988 года, напоминает дешевые сувенирные статуэтки и выглядит как воплощение китча. Даже создана скульптура «фабричным» способом: Кунс разработал образ, а саму статую изготовил целый коллектив профессионалов, работающих с фарфором.
Художник считает, что, объединяя в творчестве ассоциации с возвышенным и классическим и эстетику ширпотреба, он помогает людям принять их естественную тягу к простому, броскому, праздничному и так преодолевает элитарность искусства. Обсуждая статую с супермоделью Наоми Кэмпбелл, Джефф Кунс заявил: «Мне нужны были своего рода одухотворяющие авторитетные персонажи, чтобы люди чувствовали, что это нормально, что вы можете принять себя, свою культурную историю или вещи, которые вас вдохновляют. Так что Майкл <…> там — словно образ современного Христа, заверяющего людей, что с ними все в порядке».
Джефф Кунс остается одним из самых «дорогих» ныне живущих художников. Именно серия «Банальность» сделала его суперзвездой, считает Скотт Роткопф, главный куратор Музея американского искусства Уитни. Скульптура «Майкл Джексон и Бабблз» была изготовлена в четырех экземплярах, и в 2001 году один из них продали на аукционе за 5,6 миллиона долларов.