Бог перемен
Джузеппе Арчимбольдо, жившего в XVI веке, иногда называют «дедушкой сюрреализма». Художник не постеснялся изобразить в виде груды фруктов и овощей самого императора Рудольфа II
Портрет Рудольфа II в образе бога Вертумна, вероятно, последняя картина, написанная Джузеппе Арчимбольдо для императора Священной Римской империи. Художник создал шедевр, что называется, «на удаленке»: на склоне лет он продолжал выполнять монаршие заказы в родном Милане, куда перебрался из Праги – столицы Рудольфа II. Император, эрудит и покровитель наук и искусств, собрал при дворе прославленных интеллектуалов и художников. Но и среди них Арчимбольдо выделялся оригинальностью: изображение человека складывал из растений, животных и неожиданных предметов. Так он написал и императора. Однако это не сатира, как можно было бы подумать, а панегирик.
Рудольф II предстает в образе Вертумна – древнеримского бога, отвечавшего за круговорот времен года и прочие перемены. Государей той эпохи нередко изображали в виде божеств, но не в такой экстравагантной манере. Голова, шея, плечи Вертумна «сложены» из растительных атрибутов четырех сезонов. С одной стороны, такая многосоставность воплощает популярную у интеллектуалов XVI века идею неоплатоников об отражении макрокосма, то есть Вселенной во всем ее величии, в микрокосме – человеке. Но на картине не простой человек, а государь; недаром колосья и виноград на голове Вертумна складываются в монарший венец. В Европе Средних веков и Раннего нового времени существовало представление о двух телах короля: смертном физическом и нематериальном, бессмертном, политическом – неразрывной общности с государством и подданными. На портрете Арчимбольдо тело императора состоит из богатого урожая его земель. Профессор Принстонского университета Томас ДаКоста Кауфманн отмечает, что атрибуты складываются в гармоничное единство, универсальный сезон, в котором ни в чем нет недостатка. Это мифический золотой век – изобильная и безмятежная юность человечества, представление о которой укоренилось в Европе со времен древнеримского поэта Овидия. А Рудольф II позиционировал свое правление как новый золотой век материального и духовного процветания.