22 июля 1861 года в списки Балтийского флота было зачислено судно «Опыт»

Вокруг светаИстория

Битва брони и снаряда

22 июля 1861 года в списки Балтийского флота было зачислено невиданное для России судно «Опыт». Так Российская империя подала свою заявку на участие в первой в мире гонке вооружений.

Текст Владимир Веретенников

Прибрежный броненосец «Новгород», построенный в 1870-х по проекту адмирала А.А. Попова

Грозные машины войны

Начавшаяся в XIX веке «металлургическая революция», давшая возможность производить разные виды металлов в больших объемах, полностью изменила подход к кораблестроению. В течение нескольких веков полноправными владыками морей были деревянные линейные корабли. По тем временам эти парусники считались настоящими гигантами: от 500 до 5000 тонн водоизмещения, длиной до 60 метров, они несли на своих трех-четырех палубах от 60 до 130 артиллерийских орудий, стволы которых торчали наружу через многочисленные пушечные порты, проделанные в бортах. Но уже с 1830-х боевые корабли стали все больше оснащать паровыми машинами – сначала маломощными, но быстро совершенствовавшимися. На смену громоздким гребным колесам, устанавливавшимся по обоим бортам, быстро пришли куда более компактные и удобные гребные винты. Вскоре настало время и для следующего шага – прикрыть деревянный борт металлической броней, призванной встать на пути неприятельского снаряда.

Одним из тех, кто первым предложил идею брони, стал французский артиллерист Анри-Жозеф Пексан – тот самый, который в 1822 году придумал первое орудие, стрелявшее бомбами по настильной траектории. К слову, именно пушка Пексана, повсеместно принятая для вооружения флотов, со временем подписала смертный приговор прежним линейным кораблям. Деревянные линкоры уже никак не могли противостоять разрушительному воздействию бомб, взрывались и выгорали дотла, что и показала печальная судьба турецкой эскадры, полностью уничтоженной русским адмиралом Нахимовым в Синопе в 1853 году.

Пушка Пексана. 1832 год

Однако концепция брони какое-то время не могла получить практического воплощения: сначала не получалось изготовить броневые плиты нужной прочности. В этом убедились в 1851 году англичане, установившие на судне «Самум» двухслойную броню из 6,4-мм железных листов. В ходе последовавших затем испытаний выяснилось, что ядра, пробивая железный лист, порождают рой осколков с зазубренными краями весом до килограмма. «Лучше получить аккуратное пулевое ранение, чем рваные и часто неизлечимые раны, которые причиняют осколки, вырванные из железных бортов», – с разочарованием отметил тогда британский морской артиллерист Говард Дуглас.

Первыми с задачей постройки практичного броненосного корабля справились французы. В 1854-м на французских верфях заложили пять самоходных батарей, проект которых создал инженер Станислас Шарль Анри Лоран Дюпюи де Лом. Каждая из них несла по 16 гладкоствольных пушек и была защищена по всему борту 110-миллиметровой железной броней. К тому времени Франция вступила в антироссийскую коалицию в Крымской войне. По приказу Наполеона III броненосные батареи «Лавэ», «Тоннант» и «Девастасьон» отправились в Черное море. Эти три крайне тихоходные «черепахи», оснащенные маломощными паровыми машинами, вызвали насмешки союзников-англичан, сравнивавших французские «утюги» со своими красивыми парусно-винтовыми линкорами и фрегатами. Но вскоре все насмешки смолкли.

Броненосная батарея «Девастасьон»

18 октября 1855 года «Лавэ», «Тоннант» и «Девастасьон» в ходе напряженной дуэли разгромили русскую крепость Кинбурн. Ответный огонь русской артиллерии не нанес никакого вреда плавучим батареям французов, находившимся на расстоянии всего четырех кабельтовых: выпущенные из пушек ядра не могли пробить железной брони. Осознав безвыходность положения, русские подняли белый флаг. «Я отношу быстроту, с которой мы достигли победы, во-первых, на счет полного окружения форта со стороны и суши, и моря, и во-вторых, на счет плавучих батарей, которые проламывали огромные бреши в крепостных валах и которые, благодаря замечательно точному прицельному огню, оказались способны разрушать прочнейшие стены. Многого можно ожидать от использования этих грозных машин войны…» – с оптимизмом писал французский вице-адмирал Арман Жозеф Брюа морскому министру Фердинанду Альфонсу Гамелену.

Цельнометаллический воин

Итак, в этом раунде выиграла броня. Воодушевленные успехом, французы решили как можно быстрее перейти от строительства неуклюжих батарей к производству настоящих мореходных броненосцев. «Глуар» (Le Gloire – «Слава»), спроектированный все тем же Дюпюи де Ломом, сошел со стапелей в Тулоне в ноябре 1859 года, произведя фурор в военно-морских кругах всего мира. По водоизмещению в 5630 тонн «Глуар» был равен самым большим парусным линейным кораблям, но кардинально от них отличался. Его 80-метровый деревянный корпус, обшитый коваными железными плитами (120 мм вдоль ватерлинии и 110 мм выше нее), как показали испытания, оказался совершенно неуязвим для огневого воздействия. Зато сам «Глуар» своими 36 орудиями калибром 164-мм, установленными в батарейной палубе, мог безнаказанно изрешетить любой вражеский корабль, осмелившийся к нему приблизиться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Соседи по винограднику Соседи по винограднику

Винные деревни Бароло и Барбареско

Вокруг света
Хорошего мало: мультивитамины нередко бесполезны и даже вредны Хорошего мало: мультивитамины нередко бесполезны и даже вредны

Действительно ли прием мультивитаминов обязателен для поддержания здоровья

Cosmopolitan
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
5 мифов о кондиционерах, которым не стоит верить 5 мифов о кондиционерах, которым не стоит верить

Популярные заблуждения о кондиционерах и их вреде

CHIP
Двухсотлетний Тарас Двухсотлетний Тарас

Что не так в гоголевской хронологии истории Тараса Бульбы

Дилетант
В сетях В сетях

Режиссер Егор Исаев рассказывает о жертвах бытового преследования

GQ
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Браки и дети: как сложилась личная жизнь звезд фильма «Любовь в большом городе» Браки и дети: как сложилась личная жизнь звезд фильма «Любовь в большом городе»

Звезды комедии «Любовь в большом городе» связали судьбы с деятелями культуры

Cosmopolitan
Остров Остров

Прошлое острова Диксон – это освоение Северного морского пути и наука

Вокруг света
Готовы к риску: как женщины заняли лидирующие позиции в индустрии беспилотных автомобилей Готовы к риску: как женщины заняли лидирующие позиции в индустрии беспилотных автомобилей

Индустрия беспилотников оказалась открытой к женщинам в роли CEO и основателей

Forbes
Война и мир, или три встречи с Кустурицей Война и мир, или три встречи с Кустурицей

Репортаж из Боснии и Герцеговины глазами Эмира Кустурицы

Вокруг света
«Психанул и уволился»: станем ли мы от этого счастливее? «Психанул и уволился»: станем ли мы от этого счастливее?

«Бросить все и уйти в никуда» — стоит ли поддаваться такому импульсу?

Psychologies
Лошадь, которой нет Лошадь, которой нет

В центрах реинтродукции лошади Пржевальского занимаются исправлением ошибок

Вокруг света
«В IT много платят»: в какой компании стоит начинать карьеру «В IT много платят»: в какой компании стоит начинать карьеру

Отрывок из книги разработчицы Елены Правдиной о том, как преуспеть в IT

Forbes
Гнев небес Гнев небес

Взрыв сверхновой поблизости от Земли способен уничтожить почти все живое

Вокруг света
«Осторожно, опасность!»: 4 признака нездоровых отношений «Осторожно, опасность!»: 4 признака нездоровых отношений

Какие черты поведения партнера показывают, что ты в опасности?

Psychologies
Новый мир в штате Чьяпас Новый мир в штате Чьяпас

Жизнь революционных сапатистов

Вокруг света
Анжелика Варум. Свободная Анжелика Варум. Свободная

Анжелика Варум не успела как следует помечтать о замужестве

Коллекция. Караван историй
Малая родина Малая родина

Одним июльским днем в Тверской области выпал снег

Вокруг света
Измены, разводы, тяжелые роды: личные драмы всех невесток Елизаветы II Измены, разводы, тяжелые роды: личные драмы всех невесток Елизаветы II

Как сложилась судьба невесток Елизаветы II?

Cosmopolitan
Уроки на экваторе Уроки на экваторе

Месяц в деревне в Кении глазами волонтера-учительницы из России

Вокруг света
Серийного убийцу «Фантома из Хайльбронна» не могли поймать 16 лет. Просто его никогда не существовало Серийного убийцу «Фантома из Хайльбронна» не могли поймать 16 лет. Просто его никогда не существовало

Следователи 16 лет искали преступника, которого не существовало в реальности

Популярная механика
Изобрести колесо Изобрести колесо

Люди шли к изобретению колеса не одно тысячелетие

Вокруг света
«Это было странное время»: как Джон Макафи создал антивирусную компанию, продал ее Intel и умер в тюрьме «Это было странное время»: как Джон Макафи создал антивирусную компанию, продал ее Intel и умер в тюрьме

Как жил Джон Макафи и что происходит с основанным им бизнесом?

Forbes
Операция «Мавзолей» Операция «Мавзолей»

Как из вождя мирового пролетариата, атеиста и сторонника кремации сделали мумию?

Дилетант
Любовные страсти звезд сериала «Спасатели Малибу»: Памелы Андерсон и других Любовные страсти звезд сериала «Спасатели Малибу»: Памелы Андерсон и других

Кому звезды сериала «Спасатели Малибу» отдали свои сердца

Cosmopolitan
Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
20 сериалов, которые цепляют с первой серии 20 сериалов, которые цепляют с первой серии

Стоит ли смотреть эти сериалы дальше первой серии?

Maxim
Новый газ Новый газ

Переходный этап на пути к новой энергетике, основанной на водороде

Вокруг света
Вышли в прокат Вышли в прокат

Могут ли простые пластиковые роллы заменить ручной и аппаратный массаж?

Tatler
Открыть в приложении