В Россию, наконец
Софья Капкова привила Москве вкус к хорошему документальному кино, а теперь собирается увлечь Геленджик спектаклями брусникинцев и экспериментальной музыкой. Появление южной культурной столицы предвкушает Ксения Соловьева.
Флюгер светской жизни «Татлер» недавно назвал «Геленджик» словом года. Не потому, что про него сняли остросюжетное кино для ютьюба. Геленджик — это Сочи 2021‑го: Аркадий Новиков открывает здесь рестораны, форбс Александр Клячин превращает бывший «Кемпински» в «Метрополь», жена министра промышленности и торговли Наталья Мантурова лично принимает пациентов в своей клинике «Ланцетъ», Роман Абрамович в кроссовках On прогуливается по набережной (а когда этот человек гулял сам по себе, без цели?). Есть симпатичный гольф-клуб, вот-вот построят новый аэропорт и марину. Уже даже Ironstar 113 провели — «триатлон для богатых».
Новой южной столице люкса не хватало только высокодуховного компонента. И вот в сентябре Софья Капкова в качестве генпродюсера привезет в Геленджик фестиваль актуальной культуры «Сезоны». Большой и Малый театры, брусникинцы, «Современник», Алексей Айги со своим «Ансамблем 4’33» — таких зрелищ хлебная Кубань еще не видела.
В Геленджик Софья впервые попала два года назад — зимой, когда тут все чуть менее духоподъемно, чем летом. Однако капковский внутренний маркетолог все равно почувствовал: здесь нужно что-то делать. С югом России ее ничего не связывало. Софья родилась в Чите, «выросла в дурдоме» (в этой шутке есть доля правды: мама, Марина Витальевна Пак, героиня фильма Катерины Гордеевой «Победить рак», — известный врач-психиатр) и все свое детство ездила отдыхать в калининградский Светлогорск. «Холодное море, солнце… — рассказывает Капкова. — У меня до сих пор любимые места на земле — американские Нантакет и Хэмптонс, потому что это немножко Куршская коса».
Примерно тогда же, в 2018‑м, Софья закончила сотрудничество с фестивалем Context Дианы Вишневой. После чего выяснилось: на свете есть множество сильных театральных и танцевальных трупп, которые заканчивать свои отношения с Капковой не хотят. В мире творческих людей у Софьи репутация продюсера, не знающего границ (в хорошем смысле). Она умеет придумывать сложные проекты и находить тех, кто может это оценить и финансово поддержать. «В нашей команде работает потрясающий программный директор Лиза Розова. Дочь Людмилы Ковалевой, легендарного педагога, профессора Вагановки, которая вырастила и Диану, и Ольгу Смирнову, — рассказывает Капкова. — Мы с Лизой стали размышлять, как использовать наши связи. Везти западные труппы в Москву и Санкт-Петербург? На первый взгляд, тут все занято. Съездили на гастроли в Екатеринбург — далековато и холодно. Вот у «Кинотавра», подумали мы, есть Сочи, но это два часа лету и еще два — простоять в пробках. И тут возник Геленджик. Потому что час сорок пять на самолете и еще пятнадцать минут — до центра. Можно прилететь на один вечер. Но главное, всегда интересно приходить не кризис-менеджером на готовое, а в проект с большим потенциалом. Когда жизнь дает лимоны, делай лимонад».
На разведку полетела техническая группа — и не обнаружила ни одной достойной площадки. Разве что двухэтажный Дворец культуры, искусства и досуга, идеально подходящий для концертов народного ансамбля казачьей песни «Атаман». Потом грянула пандемия, притихли даже казаки, не то что программные директора из Москвы. И вдруг Капковой приходит сообщение: «Софья, кажется, мы нашли то, что искали». Оказалось, на ютьюбе вышел фильм об еще одном геленджикском дворце и досуге, которому там можно предаваться. «К сожалению, этот дворец не имеет отношения ни к реальности, ни уж точно к нам», — смеется Соня. Основную фестивальную площадку на центральной площади в итоге возведут из временных конструкций. А там, если городу и меценатам понравится, может, в Геленджике построят не только гольф-клуб.