Синдром отмены
«Казнить нельзя помиловать» — сегодня запятую в этой с детства знакомой нам конструкции уверенно ставят не модные критики, а любой, у кого есть аккаунт в соцсетях. И пленных здесь не берут.
Под свежайшим постом в Instagram-аккаунте марки Comme des Garçons — аншлаг. Там, где обычно стандартный набор из двадцати–тридцати приятных, но односложных incredible и beautiful, теперь толпятся шесть сотен комментариев, и добрая их половина — отнюдь не восторженные. Виновник мрачноватого торжества — показ, случившийся во время Недели мужской моды в Париже. А конкретнее — парики с африканскими косичками, украсившие головы манекенщиков-европейцев. Вопросы, связанные с традиционными прическами, безусловно, могут быть болезненно восприняты темнокожим населением, и пользователи предсказуемо спешат обвинить японский бренд в культурной апроприации. Да еще и замечают попутно, что модельному составу явно не хватало разнообразия. Кто-то пытается утихомирить онлайн-толпу: мол, косички носили и викинги, зачем принимать все так близко к сердцу? Но увещевания, как и критика чрезмерной чувствительности пользователей, тонут в потоке негодования. «Расисты!» «Бесстыжие!» «Отвратительно и неуважительно!» Периодически всплывает словечко cancel — призыв «отменить» марку. Не просто временно бойкотировать, а взбунтоваться против самого факта ее существования.
Меж тем истории вроде вышеописанной теперь случаются повсеместно и регулярно. Обвинения в расизме, сексизме, трансфобии, нехватке эмпатии и других смертных грехах третьего тысячелетия сегодня сыплются на головы дизайнеров, как из дьявольского рога изобилия. Времена настали опасные: то, что раньше оставалось буквально незамеченным (страшно представить, как досталось бы нынче Джону Гальяно за бесконечные отсылки к китайской культуре!), теперь и мокрого места не оставляет от репутаций. Посмотрите, что случилось с Victoria’s Secret! Больше двадцати лет бельевой гигант развлекал Америку своими телевизионными шоу, где по подиуму маршировали калиброванной красоты