Стройка века
Арт-группа из Краснодара Recycle везет на Венецианскую биеннале Ад Данте, выполненный из пластика и виртуальной реальности. Ставим лайк!
«Это проще показать, чем рассказать, — говорит тридцатиоднолетний Егор Кузнецов и поворачивается к напарнику по арт-группе Recycle: — Андрей, повернись к солнцу, расправь складки на груди! Открываете на айфоне приложение Recycle Group, наводите на рисунок на майке — картинки можно распечатать с нашего сайта. Видите? Андрей, помаши руками!»
На двадцатидевятилетнем Андрее Блохине черная футболка со словами Blocked Content. Но на экране айфона я вижу лишь черный куб, размахивающий руками. «Как Малевич в объеме», — улыбается Андрей, когда фокус с телефоном закончен. «Майки — это тизер, предисловие к нашему проекту в Венеции», — добавляет Егор.
Последние годы Россию на биеннале представляли классики концептуализма, шестидесятисемилетний Андрей Монастырский и шестидесятидвухлетняя Ирина Нахова. Новый комиссар Русского павильона Семен Михайловский решил дать дорогу молодым и пригласил Recycle — краснодарский дуэт, который переосмысливает классическое искусство с точки зрения цифровой эпохи. Например, делает готические витражи с житием мультяшного Гомера Симпсона, а вместо распятия ставит в алтарь венецианской церкви Святого Антонина огромную букву f — символ фейсбука, недвусмысленно намекая, на каких богов мы сегодня молимся.
«Открытые миру, харизматичные, чувствующие искусство, образованные, но не заумные, — объясняет свой выбор Михайловский. — Плюс опытные, самостоятельные». Четыре года назад именно Блохина с Кузнецовым позвали в проект «Lady Dior глазами…», где художники всего мира делали арт-объекты из знаменитой сумки. Recycle тогда показали ее эволюцию — от куска резины до объекта желания. Сегодня Андрей и Егор, попивая игристое, отвечают мне по скайпу из Нью-Йорка, где участвуют в старейшем в Америке смотре современного искусства Armory Show.