Ассоциация финграмотности выявила нарушения при продажах услуг в банках

ВедомостиБизнес

Счета без информации

Ассоциация развития финграмотности выявила основные нарушения при продажах услуг в офисах банков. В основном они касаются ненадлежащего информирования по накопительным счетам и вкладам

Мария Викулова
пн. 12.05.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Основная часть недобросовестных практик при продажах услуг в офисах банков (44,85%) приходится на ненадлежащее информирование об условиях открытия и ведения накопительных счетов. Это следует из мониторинга кредитных организаций, который проводит Ассоциация развития финансовой грамотности (есть у «Ведомостей»). На такие нарушения пришлось 87 из 194 выявленных случаев. Нарушением в ассоциации посчитали отсутствие информации и информационных материалов в офисах банков.

Всего в 2024 г. волонтеры 155 раз побывали в офисах 24 банков в 11 городах России и дважды обратились в банк по телефону. Их целью было изучить, как клиентов информируют по вкладам, накопительным счетам и инвестиционным продуктам. В результате 483 консультаций АРФГ выявила 194 случая, которые содержали признаки неприемлемых практик, включая некорректное информирование, прокомментировал представитель ассоциации.

Треть (33,5%, 65 случаев) недобросовестных практик пришлась на вклады. Среди наиболее распространенных случаев АРФГ выделяет отсутствие в офисах банков в зоне для потребителей информации о депозитах, в том числе о минимальной гарантированной ставке по каждому виду вклада. В некоторых случаях было невозможно оценить корректность заполнения табличной формы договора вклада, поскольку ее предоставляют клиенту только тогда, когда он уже оформляет договор, а волонтеры не доходили до этого этапа, следует из документа.

В ходе мониторинга некредитных финансовых организаций АРФГ выявила 42 случая с признаками неприемлемых практик. Самые распространенные связаны с неуведомлением или ненадлежащим уведомлением потенциальных клиентов о рисках торговли на рынке ценных бумаг. На такое нарушение пришлось восемь случаев. Столько же раз волонтерам предлагали приобрести продукты инвестиционного страхования жизни без предварительной оценки их знаний в области финансов, рекомендованной Банком России. Еще в шести случаях в некредитных финансовых организациях не говорили об отсутствии гарантий получения доходности. Также пять раз волонтерам предлагали комбинированные продукты, которые Банк России рекомендовал не предлагать неквалифицированным инвесторам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении