Покупатели распробовали рассрочки
В России за полгода через сервисы рассрочки купили товаров на 300 млрд руб. BNPL-сегмент продолжает бурный рост, но новое регулирование должно притормозить динамику

О
бъем российского рынка BNPL-сервисов (сервисы рассрочки, от англ. buy now, pay later – «покупай сейчас, плати потом») в первом полугодии 2025 г. в России вырос почти в два раза и составил около 300 млрд руб. против 155 млрд в первом полугодии 2024 г. Об этом «Ведомостям» сообщил гендиректор сервиса «Долями» от Т-банка Максим Зайцев. Компания подсчитала объем всех транзакций, проведенных через
BNPL-сервисы «Долями», «Сплит» от «Яндекса», «Подели» от Альфа-банка, «Частями» от Wildberries и др. BNPL – это формат рассрочки, когда покупатель оплачивает товар частями, а услугу финансирования предоставляет не банк, а финтех-сервис или сам ритейлер. Пользователи часто не платят процентов, а стоимость услуги компенсирует продавец.
По данным «Долями», за весь 2024 год объем рынка составил 300 млрд руб. – это в 1,6 раза больше, чем годом ранее (180 млрд руб.), писали «Ведомости» 17 января 2025 г. Тогда же в «Долями» прогнозировали, что объем сегмента в 2025 г. может достичь 400 млрд руб. Но за первое полугодие 2025 г. рынок уже достиг такого же объема, как за весь прошлый год.
Если учитывать не только BNPL, но и POS-кредитование (point of sale – классическая банковская рассрочка в момент покупки) и карты рассрочек, то общий объем российского рынка оплат частями за первое полугодие достигает 800 млрд руб., посчитали в «Долями». Аналитик финансового маркетплейса «Сравни» Алексей Лоссан отмечает, что эта оценка «выглядит реалистично». Сами BNPL-сервисы, по оценке «Сравни», могли занять в этой структуре от 300 млрд до 350 млрд руб., что соответствует их текущей динамике роста, добавил он.