Как фармбизнес России встраивается в глобальный тренд внедрения ИИ

ВедомостиHi-Tech

От оптимизации к виртуальному биотеху

Искусственный интеллект позволяет сократить доклинические этапы разработки препаратов с 4–5 лет до 12–24 месяцев. Главные препятствия для его массового внедрения в российских фармкомпаниях – отсутствие кадров и больших данных

Дарья Снегова
30 сентября 2025 | вторник

Istock

Разработка нового лекарства – это путь длиной в 10–15 лет и стоимостью в миллиарды долларов, где подавляющее большинство молекул-кандидатов терпят неудачу. Искусственный интеллект (ИИ) ускоряет этот процесс в разы и экономит ресурсы, меняя экономику отрасли. Опрошенные «Ведомости. Здоровьем» компании и эксперты рассказали, как российский фармбизнес встраивается в этот глобальный тренд.

Поиск новой молекулы для будущего лекарства сравним с поиском иголки в стоге сена, говорит профессор Пироговского университета Нина Киселева. Если традиционная наука действовала медленно – методом перебора, то ИИ работает как мощный магнит, который находит нужное, сразу отсеивая лишнее и оставляя исследователям несколько вероятных молекул-кандидатов.

Киселева подчеркнула, что ИИ не создает знания с нуля, но невероятно ускоряет их применение. По ее мнению, произошел принципиальный сдвиг: отрасль переходит от поиска «более удобной иголки» к проектированию «идеальной иголки» для конкретной задачи, что открывает дорогу персонализированной медицине.

В качестве примера она привела историю британской компании Exscientia, препарат которой для лечения обсессивно-компульсивного расстройства DSP-1181 был спроектирован ИИ с нуля за 12 месяцев вместо обычных 4–5 лет, став первым в мире кандидатом, созданным алгоритмом и дошедшим до стадии клинических испытаний.

От эксперимента к смене бизнес-модели

Фармацевтическая отрасль уже преодолела стадию первоначальных экспериментов с ИИ и сейчас практически все крупнейшие компании пробуют использовать эту технологию в своих процессах, рассказал директор по стратегическому маркетингу и развитию портфеля продуктов «Р-фарма» Андрей Бурков. Хотя говорить о повсеместном и глубоком внедрении пока преждевременно, отметил он. Ключевое изменение, по мнению Буркова, заключается в том, что ИИ превратился из экспериментальной технологии в стратегический актив, прочно заняв место в долгосрочных планах развития «большой фармы».

Хотя интерес к технологии есть почти у всех глобальных игроков, текущий этап использования ИИ можно охарактеризовать как период точечных пилотов. Об этом говорит руководитель научной экспертизы венчурного фонда Inbio Ventures Илья Ясный. Причем ИИ применяют как крупные корпорации, так и многочисленные стартапы, добавил он.

ИИ, по мнению Буркова, меняет бизнес-модель фармкомпаний в двух направлениях. В первом случае происходит эволюция существующих цепочек создания стоимости. ИИ ускоряет и удешевляет традиционные процессы – поиск молекул и дизайн клинических исследований, сказал он. Но назревают и революционные изменения, связанные с появлением игроков нового типа. Это компании, разработки и исследования которых ведутся в основном в цифровой среде, а затраты на собственную лабораторную инфраструктуру минимальны. Такие «виртуальные биотехи», по его мнению, уже способны конкурировать с традиционными фармгигантами по скорости и стоимости разработки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении