ГенИИ – двигатель торговли
Генеративный ИИ принесет ритейлу до 160 млрд руб. прибыли к 2030 г. Около трети компаний уже экспериментируют с этими нейросетями, которые могут самостоятельно создавать тексты, изображения и другой контент
Внедрение технологий генеративного искусственного интеллекта (генИИ) к 2030 г. может принести российскому ритейлу и интернет-торговле до 160 млрд руб. дополнительной операционной прибыли ежегодно, подсчитали «Яков и партнеры» и Nielsen. В сегменте потребительских товаров ожидаемый эффект ниже – 60–100 млрд руб. в год. Эксперты связывают рост прежде всего с внедрением решений для прогнозирования спроса и автоматизации маркетинговых процессов. В исследовании оценивался уровень цифровой зрелости 100 крупнейших российских компаний в розничной торговле и производстве потребительских товаров (CPG).
По данным отчета, около 70% компаний уже перешли от стадии экспериментов к масштабированию цифровых решений. Средний объем инвестиций в цифровизацию составляет 1,1% выручки, а 95% проектов реализуются собственными силами. На горизонте 3–5 лет цифровизация способна обеспечить дополнительный прирост EBITDA на уровне 10– 13% в розничной торговле и 8–10% в CPG, говорится в отчете. В расчет включены эффекты от внедрения генеративного ИИ, роботизации и новых цифровых бизнес-моделей.
Около трети компаний уже экспериментируют с генИИ, который может самостоятельно создавать тексты, изображения и другие типы контента, говорится в исследовании. Среди ритейлеров 35% находятся на стадии активного внедрения, в CPG – 25%. До масштабирования дошли 12% ритейлеров, тогда как среди производителей потребительских товаров таких примеров пока нет.
Наиболее распространенные сценарии применения связаны с маркетингом, продажами и клиентским сервисом, а также HR-функциями и IT. Компании используют генИИ для генерации контента, создания виртуальных помощников, персонализации коммуникаций, анализа отзывов и автоматизации визуальных материалов.
Как поясняется в исследовании, около 75% работодателей в потребительском секторе сообщают о нехватке персонала, особенно в линейных позициях. Это стимулирует компании активнее внедрять автоматизацию, включая роботизацию и технологии генИИ. Среди основных факторов, которые подталкивают бизнес к внедрению технологий, авторы исследования также называют конкуренцию со стороны интернет-торговли и рост стоимости заемных средств. По оценке аналитиков, доля e-commerce в общем объеме розничного рынка к 2030 г. увеличится почти в полтора раза – до 36–39%.
