Языки на грани
Треть преподаваемых в школах РФ языков находится под угрозой исчезновения. Для сохранения их нужно не только изучать, но и осваивать в раннем детстве

Вроссийских школах преподается 24 языка народов страны, у которых нет межпоколенческой передачи. Это значит, что их носители либо умерли, либо регулярно не общаются на языке. «Ведомости» сделали такой вывод, сопоставив данные Министерства просвещения РФ, Федерального института родных языков и Института языкознания Российской академии наук (ИЯз РАН). Всего в России преподается 76 языков народов России.
К языкам, находящимся под угрозой исчезновения, относятся те, которые имеют статусы «засыпающие» и «прерванные». Это указано в актуальной классификации ИЯз РАН. На всю страну в школьной программе есть только один исчезнувший язык, который пытаются возродить, – сойотский. На нем говорили представители народа сойоты из Южной Сибири. По классификации ИЯз РАН, сойотский исчез в 1970-х гг. Язык считается исчезнувшим, когда умирает его последний активный носитель.
К «засыпающим» относятся языки, на которых не происходит регулярной коммуникации. В школах России таких шесть: водский, ижорский, саамский и энецкий из уральских языков, ительменский из чукотско-камчатских языков и тофаларский из тюркских языков. По классификации ИЯз РАН число носителей каждого «засыпающего» языка может варьироваться от 1 до 40 человек.
На языках с «прерванным» статусом ограничено регулярное общение. К ним относится 17 языков, преподаваемых в российских школах. Среди них – идиш, карельский, финский, корякский, вепсский и др. Число носителей каждого «прерванного» языка составляет от 10 до 5000 человек.