«Яндекс» вчитался в рынок
Интернет-гигант «Яндекс» в 2024 г. нарастил долю на рынке цифровых книг почти в 3 раза. Это связано с ростом потребления литературы в подписке и интересом к аудиоформату, говорят эксперты

Российский рынок цифровых книг в прошлом году увеличился на 37% до 19,72 млрд руб., следует из данных исследования аналитической компании J’son & Partners Consulting. Таким образом, этот сегмент в 2024 г. составил 15,6% всего книжного рынка (126,4 млрд руб.).
Наиболее существенно рыночную долю за указанный период нарастил сервис «Яндекс книги» (ранее – «Букмейт»; входит в подписку «Яндекс плюс») – в 2,9 раза. Как результат, он занял 15,7% рынка цифровых книг и сохранил за собой второе место. Лидером снова стала группа компаний «Литрес» (включает в себя одноименный сервис цифровых книг, подписной сервис MyBook и т. д.; ее бенефициар – совладелец «Эксмо-АСТ» Олег Новиков). В 2024 г. доля ГК составила 47,1%, но в сравнении с 2023 г. она сократилась на 11,6 п. п.
С третьей по шестую позиции на рынке заняли платформы самиздата, которые позволяют авторам самостоятельно издавать и публиковать свои книги. Доли этих сервисов на рынке были оценены впервые. На третьей строчке оказался сервис «Литнет» (его бенефициар – Олег Новиков) с 12,2%. На четвертой – Author.Today (7,2%), на пятой – «Литмаркет» (5,5%), а на шестой – «Литгород» (2,1%). То есть на крупнейшие платформы самиздата в совокупности пришлось более четверти рынка (27%). Седьмая позиция – у сервиса «Строки» (принадлежит МТС): его доля составила 1,6%, сократившись к 2023 г. на 0,4 п. п. На выручку от прочих сервисов с книжным контентом («Звук», «VK музыка», Wildberries, «Альпина книги» и др.) пришлось 8,7% рынка.
К ключевым драйверам рынка цифровых книг авторы исследования отнесли сегменты самиздата и экосистем. В 2024 г. экосистемы нарастили свою долю в 2,1 раза до 19,1%, а самиздат – на 1,4 п. п. до 37,4%. При этом доля издательского сегмента снизилась на 11,9 п. п. до 40,2%.
Другой фактор роста – подписная модель книжного контента. Только за 2024 г. доля подписки увеличилась более чем в 1,5 раза до 37,8%, на поштучные продажи пришлось 62,2%. Причем в сегменте подписки лидером с долей в 48,8%, по оценке J’son & Partners Consulting, стал сервис «Яндекс книги». А ГК «Литрес» аккумулировала в нем 38,3%.