В 90-е годы бизнесмены боялись бандитов, сейчас — государство

ForbesБизнес

«В 90-е было легче»: как оценивают изменения в российском бизнесе миллениалы и бумеры

В 90-е годы бизнесмены боялись бандитов, сейчас — государство, показало исследование консалтинговой компании PwC, посвященное изменениям в российском бизнесе за последние 30 лет.

Екатерина Кравченко

2f781c44-1ace-412c-bd53-aae95ea7e272.jpeg__1574959254__93304.jpeg
Россия. Москва. 19 июня 1994 г. Пивной ларек.

Более половины российских бизнесменов (52%) считают, что по сравнению с 1990-ми годами вести в России бизнес стало сложнее, свидетельствует опрос исследовательской компании НАФИ, проведенный по заказу PwC. В опросе приняли участие 1001 бизнесмен, причем в число респондентов попали две группы предпринимателей: родившиеся в 1957-1963 годах и в 1980-1991 годах. Результаты опроса приводятся в исследовании PwC «Из тени в свет перелетая»: российский бизнес за минувшие 30 лет глазами его «отцов» и «детей» (есть у Forbes).

При этом взгляд на изменения, произошедшие с российским бизнесом за последние 30 лет, у разных поколений различается. Поколение 60-летних бизнесменов в основном считает, что вести в России бизнес в 1990-е было сложнее (так ответили 59% опрошенных), в то время как среди более молодых бизнесменов разделяют эту точку зрения только 38%. Из этой группы респондентов 55% говорят, что сейчас вести бизнес в России сложнее, чем тридцать лет назад, еще 7% — затрудняются с ответом.

Главное, что изменилось в худшую сторону, и по мнению 60-летних, и по мнению миллениалов — это уровень налогообложения (это в числе негативных факторов отметили 25% «отцов» и 31% «детей»). Также представители обоих поколений отметили административные барьеры, которые появились сейчас (20% и 24% соответственно) и ограничивающие законы (15 и 14%). Те бизнесмены, кто считает, что вести бизнес стало легче, обратили внимание на доступность услуг и прозрачные схемы (таких оказалось почти половина в обеих возрастных группах), а также отсутствие криминала — этот фактор назвали 20% старшего поколения бизнесменов и 16% предпринимателей-миллениалов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении