Юлия Гиппенрейтер: «Личностями не рождаются»
Что влияет на нас больше — качества врожденные или заложенные воспитанием? Ребенок рождается «чистым листом» или уже личностью? И можно ли переделать характер, чтобы было легче жить? Психолог Юлия Гиппенрейтер размышляет об этом в новой книге «О воспитании ребенка».
Конечно, ребенок рождается с определенной физической организацией, с которой тесно связан темперамент, то есть его энергия и эмоциональность. То и другое зависит от свойств мозговых структур — скорости и силы возбуждения, а также от связи эмоциональных и интеллектуальных центров. У каждого эти свойства и связь разные.
Вот, например, Татьяна у Пушкина — «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива». Это близко к описанию темперамента. А ее слова Онегину: «Но я другому отдана и буду век ему верна» — это уже проявление ее личности.
Личность формируется в течение жизни. Ее сестра Ольга — резвая девушка, летала как ласточка. В то же время быстро забыла своего Ленского и сбежала с каким-то гусаром. Первое — ее темперамент, второе — проявление ее личности.
Темперамент — это как человек чувствует и действует, и это во многом от природы. А личность — это по каким нравственным правилам он живет, какие у него ценности. Это закладывается в семье, через человеческое общение, культуру.
Природа позаботилась, чтобы кто-то был сильный, агрессивный, кто-то миролюбивый, а еще кто-то — тихий и задумчивый. Поэтому при разных темпераментах у воспитателей разные задачи. Если ваш ребенок шумный и энергичный, почаще усмиряйте его энергию, старайтесь спокойно разговаривать и общаться. Если ребенок тих и слишком задумчив, то приласкайте его, обнимите. Разговоры — это интеллектуальный контакт, а прикосновения и объятия — эмоциональный.