«У Blue Origin много денег, но она мало что делает»: как компания хотела исправить свои ошибки и учиться у SpaceX
В 2018 году директор Blue Origin запросил отчёт по сильным сторонам компании SpaceX. Из него он узнал, что Маску важно угождать клиенту, сокращать затраты, производить всё самому, нанимать молодёжь и учиться по ходу дела. Какие выводы сделало руководство и получилось ли что-то изменить — в пересказе Ars Technica.
Основатель аэрокосмической компании Blue Origin Джефф Безос с 2000 года мечтал «проложить дорогу в космос». Однако значительных успехов достичь пока что не смог, считает Ars Technica: за всё время существования компания не запустила даже орбитальную ракету.
Производитель космической техники SpaceX тем временем стал лидером в индустрии: только в 2018 году компания Илона Маска отправила в космос 21 ракету и провела испытательный запуск ракеты-носителя Falcon Heavy с возможностью повторно использовать её первую ступень.
Руководство Blue Origin осознало: чтобы нагнать упущенное, придётся учиться у конкурентов. Летом 2018 года исполнительный директор компании Боб Смит попросил консалтинговую фирму Avascent оценить сильные и слабые стороны SpaceX. После этого десяток топ-менеджеров Blue Origin заслушали брифинг и 1 ноября 2018-го выслали Смиту девятистраничный конспект.
Недавно эти материалы получило издание Ars Technica. Публиковать мнения руководства Blue Origin целиком и рассекречивать имена оно не стало. Но все они, считает Ars Technica, и так наглядно показывают, как нелегко приходится компании в борьбе за лидерство.
Первая сильная сторона SpaceX: ориентация на клиента
Согласно отчёту Avascent, SpaceX важно угодить клиенту и предложить нужные ему услуги по более низкой цене. «Мы нередко воспринимаем клиента как помеху, а они ориентированы на него. И нам следует у них поучиться», — заключил один из руководителей Blue Origin.
Avascent отметила, что ракета Маска Falcon 9 «захватила» в 2010-х годах значительную долю рынка, поскольку что брала за вывод спутников на геостационарную орбиту на 50% меньше, чем лидер отрасли — европейская компания Arianespace с её ракетой Ariane 5.
До середины 2010-х годов Falcon 9 заметно проигрывала по производительности аппарату Arianespace. Но разработчики были готовы самостоятельно совершенствовать бортовые системы своих спутников, чтобы сэкономить и полететь на Falcon 9.
В отличие от Falcon 9, ракета Безоса New Glenn отличается значительно более высокой производительностью и вмещает более тяжёлые и габаритные спутники. Однако запросов на подобные аппараты на рынке пока что нет. «В теории мы сможем провозить нестандартные по дизайну спутники», — заключила компания, но появятся ли они — она не знает.
SpaceX тем временем отвечала на уже существующие запросы: максимизировала грузоподъёмность, распределяла риски, сокращала стоимость услуг.
Вторая сильная сторона SpaceX: умение экономить
По данным Avascent, что SpaceX активно пытается минимизировать затраты на производство:
- Все сделки на сумму свыше $10 тысяч одобряет Маск — в единоличном порядке.
- Компания готова сделать выбор в пользу менее производительных, но более дешёвых деталей, если их качества достаточно для решения задач.