Дело семейное
За всеми успешными художниками стоят серые кардиналы — галеристы и арт-дилеры, которые влияют на то, кто завтра станет новой звездой и будет зарабатывать миллионы. Династия Цвирнеров — как раз из таких. С большой вероятностью именно они будут определять правила на арт-рынке в ближайшие десятилетия
![](https://cs.kiozk.ru/content/fyu/2np/56w/e9hgyrnecg9wd25udeufggf/art/32719/wnmjdhrx.jpg?v=1&temp_url_sig=aPcWJMda_JcVf2TChje1kw&temp_url_expires=1738956610)
От удачливого галериста зависит очень многое. К примеру, то, в каких важных собраниях окажется картина, скульптура, инсталляция или видео, сколько музейных выставок будет у художника, какие коллекционеры выстроятся в очередь за его произведениями и, в конечном счете, чье имя будет навечно вписано в историю искусства. Такое утверждение может показаться несколько упрощенным и слишком демонизирующим ведущих игроков арт-бизнеса, но суть от этого не меняется: без выверенной работы арт-дилеров и галеристов в этом мире произведения художников не продавались бы за сотни миллионов на аукционах, а миллиардеры не стремились бы вложить свои деньги в искусство.
![](https://cs.kiozk.ru/content/fyu/2np/56w/e9hgyrnecg9wd25udeufggf/art/32719/kty7j5ku.jpg?v=1&temp_url_sig=Mdxub_eXXSbylQ-umNmh3g&temp_url_expires=1738956610)
Сегодня «мегагалерея» (16 отделений по всему миру) Ларри Гагосяна отвечает за формирование коллекций миллиардеров Америки, Европы и Азии. Правда, у него есть серьезный конкурент — Дэвид Цвирнер, отмечающий в этом году четверть века с момента открытия своей первой галереи в Нью-Йорке. Ему 53 года, в то время как всем «большим» галеристам — Поле Купер, Барбаре Глэдстоун, Мэриан Гудман, да и Ларри Гагосяну — уже далеко за 70. Очевидно, что именно Цвирнер будет решать, как должен выглядеть арт-бизнес на самом высоком уровне как минимум в ближайшие два десятилетия.
![](https://cs.kiozk.ru/content/fyu/2np/56w/e9hgyrnecg9wd25udeufggf/art/32719/erjhi0ba.jpg?v=1&temp_url_sig=6nPlFpm7UxQ12b8pe8YGkg&temp_url_expires=1738956610)
Дэвид Цвирнер родился в семье, где об искусстве знали не понаслышке. Его отец, Рудольф Цвирнер, управлял галереей и был сооснователем первой международной арт-ярмарки Kölner Kun¦markt, которая открылась в Кёльне в 1967 году, и по ее примеру позднее была создана легендарная Art Basel. Дэвид вырос буквально в окружении искусства: в их столовой стояло не меньше 40 коробок Brillo Энди Уорхола, и в детстве он часто за ними прятался. В галерее у отца висели работы постмодернистов Зигмара Польке и Йозефа Бойса, а также американских минималистов. Но самого Цвирнера-младшего в