Новая японская волна пока не докатилась до России, но в мире все обсуждают новые марки, магазины и портных из Страны Восходящего Солнца.

The RakeМода

Академия / Япония

Японская волна

Без малого две сотни лет назад Япония открылась миру, подняв волну интереса к своей культуре, которая значительно повлияла на западное искусство и моду. Это влияние имело и обратное действие — японцы переоделись в европейские костюмы, но смогли сохранить кимоно и вообще удивительную аутентичность. The Rake констатирует подъем новой японской волны в моде и представляет гид по лучшим beoke-ателье, магазинам, модным маркам, а также галереям, музеям и ресторанам Страны Восходящего Солнца.

Искусство кимоно

От традиции — к современности

Текст: Наталья Черезова

Всякая традиционная одежда — отражение культуры, ее породившей. Любое культурное, социальное изменение ведет за собой изменения в одежде: манере кроя, выборе ткани и цвета. Открыв страну в эпоху Мэйдзи, японцы открылись для перемен и новых заимствований: западный костюм вошёл в обиход под названием ёфуку — и со временем он стал таким же привычным, каким когда-то был костюм традиционный, вафуку.

Европейская одежда может быть удобнее, практичнее, проще, но традиционный костюм по-прежнему жив, моден и актуален. Звенят бубенчики на сандалиях окобо, которые носят ученицы гейш, неспешно идущие по улочкам квартала Гион-кобу, поддерживая подол ки моно. В День Совершеннолетия улицы Токио заполняются двадцатилетними девушками в ярких, пестрящих узорами кимоно. В день свадьбы дочери или сына мать надевает простое и изящное куротомэсодэ — черное парадное кимоно с неброским вышитым узором по подолу, иногда практически незаметным, спрятанным от невнимательного глаза. Жених надевает черное свадебное кимоно, невеста — белоснежное.

Японское кимоно в конце XIX века вошло в моду в качестве домашней одежды среди европейцев, увлеченных экзотизмом. На ebay можно найти современные и винтажные варианты шелковых хаори (накидка, надеваемая поверх кимоно). Это хаори с рисунком демона на подкладке было куплено за 68 USD.

Эпоха Хэйан, начавшаяся в IX веке, сохранила в  текстах художественной литературы подробные описания многослойных, объемных одежд знати и государственных чиновников. И хотя цвета костюма, материал и элементы были строго регламентированы, необходимо было уметь подобрать цветовое сочетание. Аристократки не могли показывать лицо на людях, а потому на всех мероприятиях скрывались за ширмами, видны были лишь подолы их нарядов или струящаяся ткань рукавов, по ним и судили о красоте. Цветовые сочетания получали сезонные названия, например «Желтая хризантема» — сочетание для зимы, где из-под пурпурных одежд выступают слои бледно-желтого и зеленого цвета.

Позднее сезонность проникла и в выбор узора. Поэтическая техника утамакура — слова, связанные с конкретными образами времен года или даже известной местности, — находит свое отражение и в искусстве оформления одежды. Красные листья клена на водной глади — изображение реки Тацута, деревья цветущей вишни — долины Ёсино, сосны на берегу моря и врата тории — храма Сумиёси. Мотивы классической прозы и поэзии также служили вдохновением для узоров.

Эпоха Эдо приносит новые запреты, регламентируя выбор цвета и ткани. Простым жителям дозволялось носить верхнее кимоно, сшитое из хлопка нейтральных оттенков. У богатых горожан остается одна возможность блеснуть достатком — богато украшенная подкладка кимоно или накидки хаори, расписанное нижнее кимоно дзюбан. Спрятанный узор — яркая иллюстрация эстетики урамасари, да и японского взгляда на красоту в целом.

С разрешением носить шелковую одежду всем слоям населения в моду входит техника рёдзума — полы кимоно расписываются с двух сторон, с лица и с изнанки, получается четыре повторяющихся рисунка, но виден лишь один — вместе с изнанкой скрывается и рисунок на правой половине подола.

Мужское хаори и сегодня однотонное, но подкладка его традиционно делается из яркой ткани или украшается узором: пейзажи, бытовые предметы, военная техника и даже эротические сценки. Щегольнуть скрытой роскошью можно, например, в общественных банях, снимая или надевая верхнюю одежду. То, что видно лишь мельком, представляется японцам поистине прекрасным.

Маленький Неаполь в Токио

В Японии зарождается новая волна интереса к портновскому делу. Пока она не превратилась в цунами, мы отправились на поиск ее источников в ателье Ciccio Japan, которым владеет молодой мастер Нориюки Уэки.

В богатом районе Токио Аояма обычно не протолкнуться — собьют с ног либо белые воротнички в черных костюмах, бегущие после обеда из раменной, либо разодетые модники, которые всем своим видом напрашиваются на фото. Но пройдя от метро мимо женского колледжа, выходишь к кварталам в один-два этажа, наполненным просторными бутиками. Еще несколько минут блуждания по переулкам — и вот оно, ателье, где работает один из самых известных сегодня японских портных.

Прозвище «Чиччо» Нориюки получил, когда учился в Неаполе. Сначала его наставлял Луиджи Далькуоре (Sartoria Dalcuore), после — Антонио Паскарьелло. Он-то и нарек молодого японца уменьшительным именем от итальянского «Франческо». С тех пор прозвище закрепилось за Уэки и стало названием его ателье.

Чиччо в разговоре непривычно скромен, даже застенчив. И дело не только в том, что его английский не слишком хорош. Возникает ощущение, что он подбирает каждое слово так, чтобы отразить мысль с максимальной точностью. В этом есть что-то очень японское — когда немногословность, неторопливость и почти торжественная ответственность за каждое свое действие идут рука об руку.

Естественно, искать в Ciccio мифический крой «японского» стиля не приходится — в нем доминирует южно-итальянский почерк. Но вы не уйдете отсюда с точно таким же костюмом, какой сделали бы вам в неаполитанской Кьяйе, у ателье есть своя манера. Накладные карманы здесь редкость, Уэки-сан предпочитает прямые прорезные — совсем без клапанов. Они визуально облегчают нижнюю часть пиджака и заставляют взгляд скользить по силуэту, фактически не замечая бедер владельца. Зато область груди подчеркнута: лацканы мягко перегибаются выше пуговицы, сильно расширяются кверху и переходят в линию раскепа, неожиданно наклоненную относительно уступа лацкана. О том, есть ли в ней функциональный смысл, Чиччо не говорит — видимо, решение чисто эстетическое. Пиджаки застегиваются по известному неаполитанскому принципу «2,5 пуговицы», когда петли три, но верхняя остается декоративной. Ее, кстати, здесь обметывают не со стороны полочки, а со стороны подборта — чтобы смотрелась аккуратнее. Петли каплеобразны: на них нет выраженного «глазка», — что также делает вещи Чиччо узнаваемыми.

Нехарактерно для Неаполя и расположение нагрудной вытачки — здесь ее выполняют под углом (а не вертикально, как обычно) и ближе к боку, прямо как во флорентийском ателье Liverano & Liverano. Впрочем, бортовая прокладка здесь не такая жесткая, как у флорентийцев, а вот воротник плотный и формоустойчивый. V-образный вырез на бортовке, который большинство портных располагают у плечевого шва, здесь нестандартно перенесен к пройме — в область плечевого сустава. Этому Чиччо научил тот же Паскарьелло. Полочка и бочок представляют собой цельную деталь с уже упомянутыми вытачками. При таком крое нижняя часть пиджака заметно расширяется, создавая силуэт песочных часов.

По мнению Чиччо, основной постулат японского мужского стиля — погоня за высоким уровнем технологии и исполнения, а не за модой. В этом смысле ателье точно соответствует требованиям клиентов: стиль вещей здесь единообразен, а каждый из частых ручных стежков беспрецедентно аккуратен. По соображениям той же «чистоты» в мастерской не делают spalla camicia, «рубашечное плечо» пиджака со складками водопадом — лучше, как считает Уэки-сан, смотрится естественная линия с мягким подокатником из флиса. Аккуратность работы и есть главное отличие от неаполитанских ателье, где она иногда отходит на второй план в угоду скорости производства.

Несмотря на итальянские корни, здесь не чураются и элементов британского стиля: на вешалке висит охотничье пальто с рукавом реглан из плотного твида в елочку и формальный честерфилд из верблюжьей шерсти — такие с трудом представишь в теплом и влажном климате Токио, но клиентам-англофилам нравится. Кстати, костюмную шерсть Нориюки тоже в основном заказывает из Англии и Шотландии. Нориюки самостоятельно кроит, утюжит и сметывает пиджаки и брюки вместе с двумя другими мастерами, только рубашки отшивают для клиентов в отдельной мастерской в Осаке. Ателье также предлагает готовые аксессуары — семислойные галстуки из модного грубого шелка и тонкой шерсти Seven Fold и обувь от японского мастера Хидэтаки Фукайи (Il Micio) с фирменными угловатыми мысками. Обе марки базируются во Флоренции.

Уэки-сан скромен не только на словах: здесь ни один пиджак не дополнен видимым ярлыком ткани или ателье. Только заглянув внутрь кармана, можно увидеть имя клиента и название мастерской. И хотя Ciccio Japan не единственное ателье, где бренд не выставляют напоказ, здесь эта деталь наилучшим образом отражает характер хозяина. Заказать костюм у Чиччо обойдется в 580 000 йен, то есть около 300 000 рублей.

Записки у изголовья

Читая знаменитое произведение Сэй-Сёнагон, трудно поверить, что с момента его написания прошла почти тысяча лет, — настолько живым и современным оно кажется. Помимо невероятной поэтики и примечательных деталей быта императорского двора, оно содержит множество остроумных замечаний относительно костюма, этикета и, выражаясь современным языком, предметов роскоши.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О чем говорить с мужчиной О чем говорить с мужчиной

Фотосессия Ростислава Хаита из «Квартета И» и его девушки Ольги Рыжковой

OK!
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
В отрыв! В отрыв!

Как и почему россияне уходят в частное предпринимательство.

Русский репортер
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия

Появилось доступное средство для замедления прогрессирования деменции

ТехИнсайдер
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре

Каким был длинный и богатый маршрут русского мата

Maxim
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
«Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей «Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей

Forbes Woman исследовал гендерные аспекты приемного родительства

Forbes
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание» Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание»

«Прежде чем идти к психологу, почитайте чью-нибудь автобиографию»

Ведомости
Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений

Как не спутать борщевик его с безобидными товарищами

Maxim
«История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро» «История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро»

О магии, которая должна была изменить судьбу человека, — ворожбе

N+1
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Открыть в приложении