Какие элементы личных переживаний помогут преуспеть вопреки всем сложностям

ИноСМИМать и дитя

The New Yorker (США): как люди воспитывают в себе несгибаемость и жизнеспособность

Стойкость представляет собой вызов для психологов. Какие элементы личных переживаний помогут преуспеть вопреки всем сложностям? Психологи не первое десятилетие изучают этот вопрос и могут дать любопытные советы.

Maria Konnikova

Норман Гермизи — специалист в области возрастной психологии и врач-консультант Университета Миннесоты — за 40 лет своих исследований работал с тысячами детей. Но с одним ребенком он провел особенно много времени. Девятилетний мальчик рос без отца и с матерью-алкоголичкой. Каждый день он приходил в школу с одним и тем же бутербродом: два ломтика хлеба и абсолютная пустота между ними. Дома не было другой еды да и некому было заработать на нее. Но даже в таких условиях, вспоминает Гермизи, мальчик хотел сделать так, чтобы «никто не испытывал жалость к нему, никто не догадался о полнейшей несостоятельности матери». И изо дня в день он приходил с улыбкой на лице и «хлебным бутербродом» в сумке.

Мальчишка с хлебными ломтиками был частью особой группы детей. Он, первый из многих, принадлежал к тем, кого Гермизи считал преуспевающими или даже превосходящими других вопреки сложившимся трудным жизненным обстоятельствам. У этих детей была черта, которую Гермизи позже назовет «стойкостью» (первые экспериментальные изучения этого понятия большинство специалистов приписывают именно ему). В течение многих лет Гермизи посещал школы по всей стране, обращая особое внимание на те из них, что расположены в бедных районах, и следовал привычному алгоритму. Он организовывал встречу с директором и социальным работником или медсестрой и задавал один и тот же вопрос: «Есть ли у вас дети, выросшие в неблагополучной семье, про которых вы думали, что они станут проблемными, однако вместо этого, на удивление, они стали причиной для гордости?» В 1999 году Гермизи прокомментировал это в интервью:

«Я просто спрашивал, есть ли у них ребенок, который дома живет в напряженной обстановке, но неплохо справляется с ней. Обычно между моим вопросом и их ответом была приличная пауза. Если бы я спрашивал, есть ли в их школе проблемные дети, не было бы и секундной задержки. Но вопрос о детях с хорошей способностью к адаптации, которые еще и хорошие граждане и справляются со всем хорошо, вопреки тревожной обстановке у них дома — это было что-то новое для них. Вот так мы и начинали»

Стойкость представляет собой вызов для психологов. Определить, есть ли в человеке такая черта, можно без психологического тестирования, лишь по событиям в жизни. Если вам повезло и вы не встретили на жизненном пути несчастья, сложно будет сказать, насколько вы стойкий. Только когда вы сталкиваетесь с препятствиями, стрессом и внешними угрозами, проявляется ваша стойкость или ее отсутствие: вы прогибаетесь под обстоятельства или преодолеваете их?

Можно встретить огромное разнообразие жизненных обстоятельств. Некоторые — последствия низкого общественно-экономического статуса и проблемных условий дома (эти проблемы изучал в своей работе Гермизи). Родители с психологическими или другими проблемами, насилие или плохое обращение, тяжелый развод родителей — зачастую подобные угрозы постоянны. Некоторые проблемы тоньше: переживания из-за увиденного или пережитого травматического инцидента — аварии, к примеру. Важное значение имеют сила и продолжительность подобного влияния. В случае с тонкими проблемами сила влияния зачастую высока. Гермизи писал, что если стресс постоянен, то его воздействие может быть слабее, однако он «оказывает постоянное и нарастающее давление на ресурсы и способность к адаптации, да и длится многие месяцы — значительно дольше».

До изучения Гермизи стойкости, большинство исследований травм или негативных жизненных обстоятельств фокусировались на другом. Вместо изучения сильных сторон, изучались слабости, а также условия, подталкивающие людей к плохим жизненным обстоятельствам (превращающие детей в «проблемных», как сформулировал Гермизи). Работа Гермизи открыла дорогу к изучению защитных факторов: элементы личных переживаний, которые помогут преуспеть вопреки всем сложностям. Гермизи закончил свое исследование до того, как пришел к каким-либо определенным выводам, так как его карьера оборвалась из-за раннего Альцгеймера, но его студенты и последователи были в состоянии выделить эти факторы и разделить их на две группы: личностные, психологические, и внешние факторы; характер с одной стороны и удача — с другой.

В 1989 году специалист в области возрастной психологии по имени Эмми Вернер опубликовала результаты работы над проектом длиной в тридцать два года. Она наблюдала за группой из 698 детей на Кауаи, штат Гавайи, начиная еще с беременности их матерей и вплоть до третьего десятка лет жизни. В течение этого времени она наблюдала за влиянием на них стресса: материнский стресс, пока дети в утробе; бедность; проблемы в семье и так далее. Две трети детей выросли в условиях, которые считаются в общем стабильными, удачными и благоприятными; оставшаяся же треть выросла в «тревожных» условиях. Как и Гермизи, скоро Вернер обнаружила, что дети из зоны риска реагируют на стресс неодинаково. У двух третьих из них развились «серьезные учебные и поведенческие проблемы к десяти годам, к восемнадцати же были свидетельства о правонарушениях, проблемы с душевным здоровьем или же подростковые беременности». Но оставшаяся треть превратилась в «здоровых, уверенных и заботливых молодых людей». Они достигли учебного, семейного и социального успеха — и всегда были готовы воспользоваться подвернувшимися возможностями.

Что же отличало стойких детей от остальных? За детьми следили: они в течение тридцати лет проходили тесты — у Вернер в распоряжении множество данных. Она обнаружила, что несколько факторов могут предсказать наличие стойкости. Некоторые из них связаны с удачей: у стойкого ребенка может быть прочная связь с поддерживающим его опекуном, родителем, преподавателем или с другой личностью-наставником.

Но огромное количество факторов связано с психологией, с тем, как дети реагируют на окружение. С юных лет стойкие дети предпочитали «взаимодействовать с миром на своих условиях». Они были автономны и независимы, находились в поиске новых впечатлений и у них была «позитивная социальная ориентация». Вернер писала: «Хоть они и не были особо одаренными, они использовали все свои навыки эффективно». Возможно — это куда важнее — стойкие дети пользовались тем, что психологи называют «внутренним локусом контроля» (понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам): они верили, что сами, а не их окружение, влияют на свои достижения. Стойкие дети считали себя архитекторами собственных судеб. Интересно, что по шкале, измеряющей локус контроля, они набрали на два деления больше, чем обычная группа детей.

Вернер также обнаружила, что уровень стойкости может меняться со временем. Некоторым стойким детям особенно не повезло: они столкнулись с множеством стрессовых факторов, оказавших влияние на уязвимые места, и их стойкость исчезла. Она поясняет, что это похоже на постоянное вычисление: какая сторона уравнения весит больше, стойкость или стрессовые факторы? Стресс может стать таким сильным, что он пересилит стойкость. Короче говоря, у большинства людей есть предел прочности. С другой стороны, некоторые люди, которые не были стойкими в детстве, каким-то образом научились стойкости позже. Они смогли преодолеть препятствия во взрослой жизни и процветают ничуть не меньше тех, кто был устойчив изначально.

Отсюда, разумеется, возникает вопрос: как научиться стойкости?

Джордж Бонанно — клинический психолог в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Он руководит лабораторией по изучению травм, потерь и эмоций, и исследует стойкость уже почти 25 лет. Гармези, Вернер и прочие показали, что некоторые люди справляются с препятствиями куда лучше других; Бонанно пытается узнать, откуда берется эта разница. Теория стойкости Бонанно начинается с наблюдения: у всех нас одинаковая система реакции на стресс, развивавшаяся миллионы лет и общая с другими животными. Подавляющее большинство людей неплохо используют эту систему для борьбы со стрессом. В плане стойкости вопрос стоит так: почему некоторые люди используют ее настолько чаще или эффективнее других?

Один из центральных аспектов стойкости, как выяснил Бонанно — восприятие: считаете ли вы данное событие травмой или возможностью для роста и обучения?

«События не являются травмой, если мы их не воспринимаем как таковую, — сообщил мне Бонанно в декабре. — Называть что-то травмирующим событием — значит лишь укреплять это представление»

Он придумал другой термин: ПТС, или потенциально травмирующее событие, по его мнению, более точный. Теория проста. Любое страшное событие, неважно, насколько отрицательным оно может казаться со стороны, имеет потенциал быть или не быть травмирующим для испытывающего его человека. (Бонанно концентрируется на остро отрицательных событиях, способных причинить нам серьезный вред; другие исследователи стойкости, в том числе Гармези и Вернер, смотрят на проблему шире.) Взять, к примеру, такое ужасное событие, как внезапная смерть близкого друга: вы можете быть опечалены, но, если найдете способ наделить это событие смыслом, возможно, оно приведет к большей осведомленности о некоей болезни, или более тесным связям с окружающими, и тогда оно может и не быть травмой. (В самом деле, Вернер обнаружил, что стойкие личности куда чаще сообщали об источниках духовной или религиозной поддержки, чем прочие.) Личный опыт не присутствует в самом событии — он возникает в его психологическом осмыслении.

Именно поэтому, как считает Бонанно, «стрессовые» или «травмирующие» события сами по себе не обладают достаточной предсказательной силой по отношению к жизненным последствиям. «Обширные эпидемиологические данные демонстрируют, что столкновение с потенциально травмирующими событиями не позволяет предсказать дальнейшее функционирование личности. Предсказательная сила есть только при наличии отрицательной реакции». Другими словами, столкновение с трудностями, будь это тяжелое окружение или острое негативное событие, не гарантирует, что вы в дальнейшем будете страдать. Важно то, станут ли эти трудности травмообразующими.

Хорошая новость в том, что положительной реакции можно научиться. «Мы можем стать более или менее уязвимыми за счет того, как мы думаем о событиях», — считает Бонанно. В ходе исследований в Колумбийском университете нейробиолог Кевин Окснер показал, что обучение людей различным способам осмысления стимулов — изображению их в положительном свете, когда изначальная реакция отрицательна, или в менее эмоциональном, когда изначальная реакция очень эмоционально насыщена — изменяет то, как они воспринимают стимул и реагируют на него. Людей можно научить лучше управлять своими эмоциями, и это обучение, судя по всему, имеет долгоиграющие эффекты.

Похожая работа была проведена с объяснительными стилями — техниками, которыми мы пользуемся для объяснения событий. Я уже писала об исследованиях Мартина Селигмана, психолога из Пенсильванского университета, ставшем во многом первопроходцем в области позитивной психологии: Селигман обнаружил, что обучение людей смене объяснительных стилей с внутренних на внешние («Плохие события — не моя вина»), с глобальных на частные («Это лишь одно небольшое событие, а не огромный признак каких-то проблем в моей жизни») и с постоянных на непостоянные («Я могу изменить ситуацию, а не считать, что она окончательна») сделало их более психологически успешными и менее склонными к депрессии. То же самое касается и локуса контроля: более интернализированный локус не только связан с меньшим восприятием стресса и лучшим функционированием, но и переход от внешнего локуса контроля к внутреннему вдобавок ведет к положительным изменениям как в психологическом состоянии, так и в объективной рабочей продуктивности. Когнитивным навыкам, определяющие стойкость, похоже, и правда можно научиться, создав стойкость там, где ее не было.

К сожалению, обратное тоже может быть верно. «Мы можем стать менее стойкими или стойкими с меньшей вероятностью», — полагает Бонанно. «Мы можем легко создавать или преувеличивать в уме стрессовые факторы. В этом состоит опасность человеческой природы». Люди склонны постоянно тревожиться и обдумывать что-либо: мы можем взять какую-нибудь мелочь, раздуть ее у себя в мыслях, зациклиться на ней и сходить с ума, пока не начнем считать, что эта мелочь — самое грандиозное, что с нами случалось в жизни. В каком-то смысле это самоисполняющееся пророчество. Воспринимайте трудности как вызов, и вы станете более гибкими и способными с ними справляться, двигаться дальше и расти как личность. Зацикливайтесь на них, воспринимая как угрозу, и потенциально травмирующее событие станет постоянной проблемой. Вы станете менее гибкими и с большей вероятностью испытаете негативные ощущения.

В декабре The New York Times Magazine опубликовал статью под названием «Великая пустота „стойкости"». В ней указывалось, что это слово теперь используется повсюду, зачастую таким образом, что оно лишается смысла и становится схожим с расплывчатыми понятиями типа «характера». Но стойкость не обязательно должна быть пустым и размытым термином. На самом деле, десятилетия исследований позволили нам многое узнать о том, как она функционирует. Исследования демонстрируют, что стойкость — это, по сути, набор навыков, которым можно научиться. За последние годы мы привыкли употреблять этот термин довольно небрежно — но это небрежное употребление не значит, что он не был четко и эффективно определен. Пора уделить достаточно времени и сил на понимание того, что же на самом деле значит слово «стойкость».

Оригинал публикации: The New Yorker (США): как люди воспитывают в себе несгибаемость и жизнеспособность

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как престиж России сровняли с землей Как престиж России сровняли с землей

Контора «Дом.рф» оказалась сильнее

Огонёк
Снова понакатали!.. Снова понакатали!..

Статья для тех, кого напрягают родительские чаты

Лиза
Не родись красивым: знаменитые красотки и их самые обычные мужья Не родись красивым: знаменитые красотки и их самые обычные мужья

Эти звездные примеры уверяют нас в истине: противоположности притягиваются

Cosmopolitan
Аманда Сейфрид: «Стараюсь никого не осуждать» Аманда Сейфрид: «Стараюсь никого не осуждать»

Аманда Сейфрид – о неуверенности в себе и безотказном способе поднять настроение

Cosmopolitan
Польза и вред шоколада для здоровья мужчины: основные эффекты вкусного десерта Польза и вред шоколада для здоровья мужчины: основные эффекты вкусного десерта

Почему шоколад стоит добавить в стой рацион

Playboy
Дети — это слишком? Дети — это слишком?

Что делать, если твой мужчина категорически не хочет детей

Лиза
Правила жизни Хелен Миррен Правила жизни Хелен Миррен

Хелен Миррен: «Все актеры — жулики и бродяги»

Esquire
Финал «13 причин почему» – главное разочарование от Netflix в 2020 Финал «13 причин почему» – главное разочарование от Netflix в 2020

Клэй Дженсен сходит с ума, и мы вместе с ним

GQ
Пять странных привычек известных спортсменов: от особой расстановки бутылочек с водой до детской присыпки Пять странных привычек известных спортсменов: от особой расстановки бутылочек с водой до детской присыпки

Шорты наизнанку — залог победы!

Maxim
Чтение выходного дня: отрывок из романа, ставшего основой сериала Apple TV+ «Грейхаунд» с Томом Хэнксом Чтение выходного дня: отрывок из романа, ставшего основой сериала Apple TV+ «Грейхаунд» с Томом Хэнксом

Фрагмент из романа Сесила Скотта Форестера «“Грейхаунд”, или Добрый пастырь»

Esquire
Тренируем мозг: игры и упражнения для детей и взрослых Тренируем мозг: игры и упражнения для детей и взрослых

Универсальные способы «прокачки» мозга найти непросто

Psychologies
«Синдром Лазаря»: иногда мертвые действительно оживают «Синдром Лазаря»: иногда мертвые действительно оживают

Что такое «Синдром Лазаря» или самореанимация?

Популярная механика
Застрявшие миллиарды для обманутых дольщиков: Счетная палата сочла неэффективной господдержку покупателей жилья в недостроях Застрявшие миллиарды для обманутых дольщиков: Счетная палата сочла неэффективной господдержку покупателей жилья в недостроях

Фонд защиты прав дольщиков помог завершить возведение всего 3000 квартир

Forbes
LiveScience (США): что мы узнали о мозге в 2019 году LiveScience (США): что мы узнали о мозге в 2019 году

Открытия этого года подтверждают старые «прозрения» о мозге от философов

ИноСМИ
Вопросы к небу Вопросы к небу

Как устроена первая марсианская миссия Китая

N+1
Лукоморье и еще 6 сказочных стран, которые существовали на самом деле Лукоморье и еще 6 сказочных стран, которые существовали на самом деле

Эти страны из сказок и летописей существовали в реальности

Maxim
Терапия зла Терапия зла

Как технологии лечения митохондриальных болезней 24 года идут к легализации

N+1
5 укусов насекомых, которые нельзя игнорировать (могут возникнуть осложнения) 5 укусов насекомых, которые нельзя игнорировать (могут возникнуть осложнения)

Будь начеку с этими насекомыми!

Playboy
За что мы любим Ричарда Гира? За что мы любим Ричарда Гира?

Ричард Гир сыграл главную роль в мини-сериале «МатьОтецСын»

Cosmopolitan
Основатель WordPress объяснил, почему нельзя платить удаленщикам меньше в зависимости от места проживания Основатель WordPress объяснил, почему нельзя платить удаленщикам меньше в зависимости от места проживания

Основателя компании Automattic иногда называют «евангелистом удалённой работы»

Inc.
Отдых летом-2020: куда поехать и как подготовиться Отдых летом-2020: куда поехать и как подготовиться

Где отдохнуть на море, на озерах, куда съездить в горы и что с собой взять?

Cosmopolitan
Ошибочка вышла Ошибочка вышла

Что делать, если перепутала реквизиты, и деньги ушли не туда?

Лиза
Одна вокруг света. Ашрам и узкие горные тропы Одна вокруг света. Ашрам и узкие горные тропы

80-я серия о кругосветном путешествии: Гималаи и святое озеро Саттал

Forbes
Кисти для макияжа: какие нужны, виды, уход и как правильно выбрать? Кисти для макияжа: какие нужны, виды, уход и как правильно выбрать?

Всё о кистях для макияжа

Cosmopolitan
Семь столпов мира Путина. Отрывок из книги Семь столпов мира Путина. Отрывок из книги

Главы из книги «Мир Путина: Россия и ее лидер глазами Запада»

СНОБ
Манихеи: христианство в смеси с буддизмом и зороастризмом Манихеи: христианство в смеси с буддизмом и зороастризмом

Расколы и ереси. Проект Сергея Ходнева

Weekend
История самого известного наряда Жаклин Кеннеди — розового костюма, в котором она была в день убийства мужа История самого известного наряда Жаклин Кеннеди — розового костюма, в котором она была в день убийства мужа

Аккуратный розовый костюм Жаклин Кеннеди, вошедший в историю

Esquire
Nautilus (США): когда ваш мозг влюблен Nautilus (США): когда ваш мозг влюблен

Антрополог Хелен Фишер рассказывает нам о биологии любви

ИноСМИ
Миссия подводного робота Миссия подводного робота

Беспилотник опускается на дно Марианской впадины

Популярная механика
Вечно молодой. Тест-драйв Skoda Rapid Вечно молодой. Тест-драйв Skoda Rapid

Как и почему новый Skoda Rapid пытается угодить молодежи?

РБК
Открыть в приложении