«Теремок» с секретом. Что ставят в Саратовском театре кукол
В Мурманске ставят спектакль об атомоходе «Ленин», в астраханском ТЮЗе — Ремарка, в Челябинске показывают пластический спектакль о «живых камнях» тровантах. «Сноб» и нацпроект «Культура» продолжают цикл публикаций о региональных детских театрах. В четвертой части рассказываем, о чем мечтают актеры Саратовского театра кукол «Теремок»
Центр Саратова, некогда крупного торгово-транспортного узла на берегу Волги, сегодня представляет собой живую экспозицию архитектурных форм и стилей XIX–XXI веков. Современные здания соседствуют со старинными кирпичными двухэтажками, где в конце 1800-х жили купцы и семьи мелких чиновников. Контраст сглаживается геометрически правильной, сдержанной советской застройкой. В одном из таких зданий, построенных в период СССР, расположился Саратовский театр кукол «Теремок». Он появился в 1930-х, работал при саратовском ТЮЗе, в конце 60-х получил собственное здание.
Актеры театра «Теремок» работают в стиле open face. Это значит, что они водят кукол не из-за ширмы, а прямо на сцене. Сейчас здесь репетируют премьерный спектакль «Подменыш».
«Тревожно, тревожно», — вздыхает деревянная кукла. В зале темно, и только на сцене сияет огонек, желтый, словно от свечи. Вдалеке слышится волчий вой, и становится так невыносимо тоскливо, что хочется, как в детстве, забраться с ногами на кровать и спрятаться с головой под плед. «Стоп! Это все-таки колыбельная. Говорить нужно спокойнее, убаюкивающее», — объясняет главный режиссер театра Геннадий Шугуров одетым в серое актерам-кукловодам.
Постановка по сказке-притче знаменитой шведской писательницы Сельмы Лагерлеф хотя и считается подходящей для зрителей от шести лет, но совсем не похожа на современные развлекательные зрелища для детей — атмосфера тревоги и страха захватывает во время спектакля даже взрослых. По сюжету тролли решают дать лучшую жизнь одному из своих малышей и подсовывают его молодой матери вместо человеческого ребенка. Так у крестьянской семьи появляется подменыш. Он злой и уродливый, но крестьянка защищает малыша, не давая мужу от него избавиться. Этот чужой детеныш для нее — невинное существо, которое не заслуживает смерти лишь потому, что отличается от большинства. «Все декорации и куклы для этого спектакля сделаны из дерева. Это, на мой взгляд, отражает то, что