Телеканал, одежда, алкоголь и поддержка малого бизнеса: музыка подарила Пи Дидди славу, а предпринимательство — деньги
Рэпер Шон Комбс управлял ресторанами и делал колёсные диски для богачей, строил школы и бренд одежды, а также раскрутил продажи водки с тысяч до миллионов бутылок в год. В 2021-м он помогает малому бизнесу и инвестирует в техпроекты, а его состояние превышает $740 млн.
В 2017 году рэпер Шон Комбс, более известный как Пи Дидди, занял первое место в списке самых высокооплачиваемых знаменитостей по версии Forbes, заработав $130 млн. Деньги Комбс получает не только с музыки: за время карьеры рэпер построил целую бизнес-империю, портфолио которой объединил в компанию Combs Enterprises.
Газета Washington Post считает, что музыка принесла Дидди славу, а предпринимательство — деньги. И именно состоянием, по словам некоторых изданий, рэпер, возможно, известен больше всего. Отчасти это признаёт и сам Комбс. «Я всегда был прежде всего бизнесменом и даже к созданию музыки подходил как предприниматель», — говорит он.
Музыкальная карьера: работа в лейбле и рэперство
Комбс родился в Гарлеме, штат Нью-Йорк, в 1969 году. Его отец погиб, когда музыканту было два года. Мать работала на четырёх работах, чтобы содержать семью. Дидди не мог смириться со смущением, которое его мама была вынуждена испытывать из-за того, что не могла должным образом позаботиться о нём и его сестре Кише.
По словам Комбса, свою бизнес-карьеру он начал строить ещё в 12 лет — когда развозил газеты. У него было много пожилых клиентов, поэтому газеты он просовывал в щель между дверями — чтобы пенсионерам не приходилось выходить без надобности на улицу.
Я понял, что если сделаю все возможное для клиентов и буду обслуживать их лучше, чем кто-либо до меня, то усилия непременно окупятся. И неважно, газеты это, музыка, одежда или алкоголь. Шон Комбс в 2017 году
В конце 1980-х Комбс поступил в Говардский университет на бизнес-факультет, но бросил его после второго курса и устроился стажёром в лейбл Uptown Records.
По слухам, ещё в университетские годы Комбс устраивал большие вечеринки и благотворительные мероприятия, которые собирали даже больше средств, чем ожидалось. Так что за год работы рэпер освоился и в начале 1990-х стал руководить музыкальным отделом.
В 1993 году Дидди ушёл из Uptown Records и вместе со звукозаписывающей компанией Arista Records основал свой музыкальный лейбл Bad Boy Entertainment. Рэперу принадлежало 50% бизнеса. На протяжении почти 30 лет лейбл работает с популярными исполнителями хип-хоп индустрии вроде The Notorious B.I.G., Usher, Boyz II Men, Lil Kim, French Montana, Мэрайей Керри и даже Аретой Франклин.
В 1997 году рэпер выпустил свой дебютный сольный альбом No Way Out, который занял первое место в списке Billboard 200 и разошёлся за год тиражом более 3,4 млн копий. С тех пор артист записал ещё пять. По неподтверждённым данным, с 1997 по 2020 год на продажах «пластинок» Комбс мог заработать более $100 млн.
В 2002 году Дидди и Arista Records решили завершить сотрудничество, и рэпер выкупил все музыкальные контракты, права на записи и каталоги, выплатив бывшему партнёру около $20-30 млн. В начале 2003-го он объявил, что артистов Bad Boy Entertainment будет продвигать Universal Records. Рэпер сохранил все права собственности.
Первые бизнес-попытки: рестораны и продажа запчастей
Рестораны. В 1997 году в Нью-Йорке Дидди открыл своё первое кафе Justin’s, названное в честь сына Джастина, а в 1998-м второе заведение сети — в Атланте. Оба ресторана подавали блюда карибской кухни. Закуски в них стоили от $16-$39, а мартини — от $12.
По слухам, в заведениях беспричинно отменяли брони, важные клиенты жаловались на еду и интерьер, а местные жители считали их опасными: охранник манхэттенского ресторана однажды избил посетительницу, а у ресторана в Атланте чуть насмерть не застрелили двоих мужчин. Насколько прибыльным были кафе, неизвестно.
В 2007 году, планируя найти помещение побольше, Комбс закрыл нью-йоркскую точку. А в 2012-м свернул деятельность второго кафе — на этот раз чтобы «рассмотреть другие возможности: в музыке, моде, производстве алкогольных напитков и на телевидении».
Автозапчасти. В 2005 году Дидди решил выйти на рынок автозапчастей, поскольку тогда автомобили были неотъемлемой частью индустрии хип-хопа. Он подписал контракт с американским автопроизводителем Weld Wheel Industries — на создание эксклюзивный линейки алюминиевых колёсных дисков SJC. 50% прибыли предназначалось Комбсу, остальное — фирме.
Предполагалось, что клиентами станут обеспеченные американцы с дорогими внедорожниками. «Диски — это дань моде, так что мои должны соответствовать», — рассуждал Дидди. Согласно NBC News, запчасти рэпера стоили от $700 до $4000 за штуку, а производители верили, что бизнес будет процветать.
«Наша сделка — это всё равно, что Nike объединилась бы с Майклом Джорданом», — говорили в Weld Wheel Industries.
Однако, по данным Tire Press, всего год спустя, в 2006-м, компания подала заявление о банкротстве и предположительно за $17 млн продала бизнес производителю колёс American Racing Equipment. Последняя также взяла на себя часть долговых обязательств.
Мода и красота: своя компания и сделки с дизайнерами
Линия одежды. В 1998 году Комбс основал компанию Christian Casey, чтобы проектировать, производить и продавать мужскую одежду. Он зарегистрировал собственный бренд Sean John и уже в 2004-м получил звание лучшего дизайнера по мнению Совета модельеров Америки. По некоторым оценкам, c 2000-х ежегодный объём продаж компании стал превышать$450 млн.