Электрический адреналин
В 2017 году француз Арно Жакар стал первым мотогонщиком, преодолевшим маршрут Africa Eco Race на электрическом байке. Интересно, что выступал он под российским флагом и на российском Эндуро EMAX DWX 250. Компания EMAX выпускает множество моделей разнообразного летнего и зимнего, двух- и четырехколесного электротранспорта, но мы решили поговорить с основателем компании Максимом Дзвониским именно о мотоциклах.
Все началось с увлечения радиоуправляемыми моделями – самолетами и машинами. Однако в 2015 году радиоуправление Максиму наскучило, и он подумал: а не сделать ли какой-нибудь транспорт себе? Купил на eBay электродвигатель, батареи и собрал в гараже первый электромотоцикл. Подобными байками тогда мало кто занимался – не только в России, но и в мире – и ролики на YouTube набирали много просмотров. Увидел их и призер Africa Eco Race 2002 Арно Жакар. Француз связался с Максимом и предложил: «Давай попробуем?» «Это была чистой воды авантюра, – Дзвониский неохотно рассказывает о том приключении. – Мы начали подготовку к "Африке" за три месяца до старта. День и ночь не вылезали из мастерской. Даже на пароме в каютах доделывали мотоцикл. Собирали батарейные блоки – их требовалось пять комплектов, и в каждом по пять разных батарей». Назвать результаты той гонки триумфом нельзя: на трассе мотоцикл часто ломался и перегревался. Тогда это было воспринято как неудачное выступление. Но по прошествии времени Максим перестал быть категоричным: опыт оказался бесценным. Стало очевидно, что электрические мотоциклы не могут конкурировать с бензиновыми: не позволяет энергоемкость лучших литиевых батарей, и даже низкий КПД бензиновых двигателей не спасает.
Чтобы идти наравне, нужно устраивать пункты замены батарей каждые 100– 150 км. Поэтому сейчас электрические автомобили и байки участвуют только в чисто электрических соревнованиях – Formula E, Extreme E, MotoE.