Preview / Книги
Великая октябрьская реституция
Сбылась заветная московская мечта — коллекция Щукина собрана вместе. Пока в книге.
Сергей Иванович Щукин — имя года 2016 в номинации «Арт», можно даже не проводить соцопросы. Мы теперь знаем, как висели его Матиссы и Гогены дома в Знаменском: шпалерной развеской, конечно же. Мы знакомы с внуком московского купца, Андре-Марком Делок-Фурко. Мы даже вспомнили уроки французского и пишем без ошибок его фамилию Chtchoukine. Спасибо за все это выставке в фонде Louis Vuitton. Ради нее мы и еще один миллион двести тысяч человек стояли в очереди в Булонском лесу и даром что не сломали двери в здании Фрэнка Гери.
Однако неутомимый внук и исследовательница щукинской коллекции Наталья Семёнова все же смогли в своей книге рассказать нам новое. Во-первых, собрание Щукина в ней впервые представлено во всей своей полноте, о чем давно и самозабвенно мечтает как минимум президент Пушкинского музея Ирина Антонова. После национализации в 1918‑м работы разбросали по конкурирующим музеям, спрятали в провинциальных запасниках, сознательно перепутали. Они никогда не собирались вместе ни физически, ни под обложкой одного каталога. Правда, даже сейчас, после розыска на уровне МУРа, не нашлась гуашь Виктора Борисова-Мусатова — единственное произведение русского художника, которое, кажется, имелось у Щукина (по крайней мере, других в описи коллекции не фигурирует).