Двадцать лет Московскому музею современного искусства исполнилось в прошлом году

TatlerКультура

Шедевр Церетели

Двадцать лет Московскому музею современного искусства исполнилось в прошлом году. Накануне большого праздника в конце мая «Татлер» вспомнил его лучшие выставки и вечеринки.

Текст: Павел Вардишвили

Художники Айдан Салахова и Андрей Бартенев и Алексей Новосёлов (в центре) (VII Московская международная биеннале молодого искусства) на открытии выставки «ММОМА 99/19», 2019.

Главный корпус музея — особняк на Петровке, 25 — к юбилейным торжествам полностью «очистят» и превратят в инсталляцию, посвященную тому, как с 1999‑го по 2020‑й в Москве проводили вечера и ночи. С обязательными посвящениями бару «Симачёв» и диджей-сетом Виталия Козака (или как минимум Марка Щедрина).

Пока же здесь идет зрелищный проект «ММОМА 99/19». Двадцать специалистов из разных областей попробовали себя в кураторском деле. Андрею Малахову, Владимиру Мухину, Илье Лагутенко, Андрею Артёмову, Диане Вишнёвой, Кириллу Серебренникову, Владимиру Сорокину и другим героям «Татлера» позволили покопаться в запасниках музея, выбрать самые выдающиеся, по их мнению, работы и показать результаты в отдельных залах.

В отличие от «Гаража» ММОМА — именно так, на нью-йоркский манер, принято сейчас называть этот московский музей — с серебряной ложкой во рту не родился и залихватски неймдропить художников и гостей вернисажей учился с возрастом. Первый в России музей современного искусства еще в конце восьмидесятых придумал Зураб Константинович Церетели. Концепцию написал в 1994‑м. Просил в пользование у Лужкова троллейбусное депо на улице Образцова, задолго до того, как Роман Абрамович положил на него глаз. Но получить желаемое у академика, Героя Соцтруда, народного художника СССР и друга мэра не вышло. Ровно как и с Провиантскими складами на Зубовском, и с ГЭС на Болотной набережной. Тот самый особняк на Петровке Церетели в итоге пришлось у города выкупить. Как вспоминала в интервью журналу «Диалог искусств» первый заместитель директора музея Манана Попова, «в девяностые музей представлялся местом спокойным, тихим, там картины висят, зрители ходят, смотрят, наслаждаются. Зураб сказал: «Нет, давайте сделаем многофункциональный центр». Он с самого начала придумал, что в музее должны быть фотолаборатория, библиотека, звукозаписывающая студия, фонды, лектории, взрослая школа, детская школа». «На тот момент в мечтах профессионального сообщества музей современного искусства должен был выглядеть по-другому и его никак не мог делать Зураб, — добавляет комиссар Московской международной биеннале молодого искусства Алексей Новосёлов. — Но когда в 2003‑м директором стал Василий Церетели, мнение критиков начало меняться».

«Генеральная репетиция» — совместный проект ММОМА, фонда V‑A‑C и Kadist, 2018. 

Начиная с середины двухтысячных, здесь стали проходить выставки-бестселлеры — от ретроспективы королевы печальной андерграундной фотографии Нан Голдин до вполне себе буржуазных скульптур Жоана Миро и наивных инсталляций Йоко Оно. Примерно в это же время Василий стал часто появляться в светских фоторепортажах, светские журналисты начали заглядывать на вернисажи не реже арт-критиков, а корпуса музея открывались один за другим.

Первое время благодаря грузинскому гостеприимству Василия в музее были рады самым разным художникам и людям, себя в искусстве пробующим. Например, еще до ювелирно-гусарского периода, но уже с объемной чалмой на голове в музее выставлялся Петр Аксёнов. Вдохновившись мавзолеями миланского Монументального кладбища, он показывал как бы ироничную живопись с надгробиями Christian Dior, Yves Saint Laurent, Chloé, Coca-Cola, McDonald’s и других модных в 2009‑м брендов. В 2017‑м ровно в этих же стенах подобный трюк повторил Сергей Шнуров со своей «Ретроспективой брендреализма». Смотрелось одинаково жутковато, но в случае фронтмена группировки «Ленинград» еще и просто вторично.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Где были твои глаза? Где были твои глаза?

Поучительнейшая история из частной практики чужой личной жизни

Tatler
Теснота и инфернальные машины: как кинематограф обнажает наш страх перед будущим Теснота и инфернальные машины: как кинематограф обнажает наш страх перед будущим

Какие лейтмотивы мрачного города просматриваются в киноработах современности

Forbes
Бедный богатый жених Бедный богатый жених

Известный московский холостяк просит девушек прекратить на него охоту

Tatler
Распорядок дня при работе из дома: как успеть все успеть и не устать Распорядок дня при работе из дома: как успеть все успеть и не устать

Как распланировать день, собраться и двигаться дальше

РБК
Все побежали, и я побежала Все побежали, и я побежала

Год назад жена правителя Дубая принцесса Хайя сбежала из дворца в Лондон

Tatler
«В ваши-то годы!»: почему пора объявить войну эйджизму «В ваши-то годы!»: почему пора объявить войну эйджизму

Призываем сопротивляться эйджизму

Psychologies
В свободном плавании В свободном плавании

Елена Лядова о том, чем она живет здесь и сейчас

Glamour
«Таксист — это не курьер». Агрегаторы ввели тарифы на доставку «Таксист — это не курьер». Агрегаторы ввели тарифы на доставку

Сервисы такси предлагают новые услуги доставки, почему водители недовольны этим

РБК
Пижама-пати Пижама-пати

Как и с кем герои «Татлера» проводят карантин

Tatler
Супер-ВАЗ: как в СССР создавали быстрые “Жигули” для КГБ Супер-ВАЗ: как в СССР создавали быстрые “Жигули” для КГБ

В конце1990-х в продаже появились ВАЗы с таинственной аббревиатурой РПД

Популярная механика
Мужчина года: Евгений Чебатков Мужчина года: Евгений Чебатков

Это год Чебаткова, сумевшего объединить Казахстан и Россию, рэп и стендап

Glamour
Интервью с Катей Варнавой: «Самоирония — это то, что помогает мне выживать. Это мой способ защиты» Интервью с Катей Варнавой: «Самоирония — это то, что помогает мне выживать. Это мой способ защиты»

Очень откровенный разговор Кати Варнавы и Сергея Минаева

Esquire
Стелла Маккартни: да, нет, знаю Стелла Маккартни: да, нет, знаю

Цель работы Стеллы Маккартни — нулевое влияние на окружающую среду

Glamour
Психотерапия онлайн — лучше офлайновой: 5 секретов, которые помогут выжать из видеокола максимум Психотерапия онлайн — лучше офлайновой: 5 секретов, которые помогут выжать из видеокола максимум

Такой вид терапии может быть непривычным, но стоит попробовать

Playboy
Я всегда с собой беру... Я всегда с собой беру...

Несколько простых, но неочевидных средств, которые выручат в экстренной ситуации

Новый очаг
Астрономы смогли предсказать вспышку в далекой галактике с точностью до четырех часов Астрономы смогли предсказать вспышку в далекой галактике с точностью до четырех часов

Вспышка в центре галактики OJ 287

N+1
Словения: Любовь с первого взгляда Словения: Любовь с первого взгляда

Маленькая страна, которая вместила в себя так много сокровищ!

Домашний Очаг
Как лазер режет уральские перовскиты на нанопластинки Как лазер режет уральские перовскиты на нанопластинки

Ученые разработали метод сверхточной и качественной лазерной обработки

Популярная механика
Лучшие книги по мотивации: топ-16 для тех, кого интересует саморазвитие Лучшие книги по мотивации: топ-16 для тех, кого интересует саморазвитие

Чтение, которое вдохновляет

Playboy
Ливия жизни Ливия жизни

Ливия Ферт боролась за экологию и этичное производство, когда это не было модным

Vogue
Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета» Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета»

Герой пьесы Чехова «Три сестры» постоянно напевает странную песенку. К чему она?

Наука и жизнь
Химики побили рекорд по ионной проводимости лития для структур аргиродита Химики побили рекорд по ионной проводимости лития для структур аргиродита

Полученный материал успешно испытали в качестве твердого электролита

N+1
Пришествие из виртуала: как фантастический спорт стал реальным Пришествие из виртуала: как фантастический спорт стал реальным

Грань между рисованным и реальным стала потихоньку размываться

Популярная механика
Тратим не по-детски Тратим не по-детски

Как выработать здоровые финансовые привычки у детей

Лиза
Стендап и свобода слова: что происходит с юмором в эпоху политкорректности и где проходит граница допустимого Стендап и свобода слова: что происходит с юмором в эпоху политкорректности и где проходит граница допустимого

«Долг любого комика — найти границу и перейти ее», — говорил Джордж Карлин

Esquire
Кровавый рассвет после пандемии. Почему за кризисом может последовать большой передел собственности Кровавый рассвет после пандемии. Почему за кризисом может последовать большой передел собственности

Какие схемы поглощений используются «захватчиками» чаще всего?

Forbes
Самые обедневшие российские миллиардеры: сколько за год потеряли Тимченко, Михельсон и другие участники списка Forbes Самые обедневшие российские миллиардеры: сколько за год потеряли Тимченко, Михельсон и другие участники списка Forbes

В сумме десять бизнесменов потеряли $35 млрд

Forbes
«Надену маску, лишь бы машину купили». Что происходит на вторичке «Надену маску, лишь бы машину купили». Что происходит на вторичке

В условиях самоизоляции автомобилисты все равно не отказываются от продажи машин

РБК
Угрожал разводом и поднимал руку: через что прошла Муцениеце в браке с Прилучным Угрожал разводом и поднимал руку: через что прошла Муцениеце в браке с Прилучным

Через какие сложности Агате Муцениеце с мужем пришлось пройти за годы брака

Cosmopolitan
6 блокбастеров, которым пророчили провал 6 блокбастеров, которым пророчили провал

Фильмы, которым критики пророчили провал, оказались самыми кассовыми

Maxim
Открыть в приложении