Дом
Страна, которой нет
Дизайнер Юлия Журавлёва возрождает русскую вышивку. И даже дома в Сокольниках ностальгирует по уюту старой московской квартиры.
Горячий «эрл грей» льется в чашку конца сороковых годов. В конфетнице кузнецовского фарфора горкой лежат безе. Два массивных подсвечника так и просятся в сцену первого бала Наташи Ростовой. «Я сама их придумала: скомбинировала элементы разных канделябров начала XIX века, — объясняет Юлия. — Они из бронзы, покрыты двадцатичетырехкаратным золотом». Сама владелица и дизайнер марки Russmotive, воскрешающей искусство русской вышивки, одета сейчас в домашний костюм, расшитый золотыми пчелами. Волосы уложены небрежной волной, на щеках естественный румянец.
Довлатов назвал бы ее, выпускницу сначала Института мясной и молочной промышленности, а затем Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, человеком контрастов. Брюсов, которого Юлия цитирует в инстаграме, — «книгой между книг». Она, впрочем, не книга, а дочь полковника МВД, и ее страсть к искусству — не генетический багаж. «Конечно, меня водили по музеям, в театры, но не больше, чем других детей, — рассказывает Журавлёва. — Интерес к старине появился у меня сам собой. Я стала рано собирать старинные вещи, находила их повсюду — в магазинах типа «Букинист», на рынках. Люди тогда гонялись за сервизами из Чехословакии, а настоящую красоту продавали как «старье». Никому не нужны были корни, история».
Теперь в одной лишь гостиной Журавлёвой стоят два шкафа прошлого века. Диван, на котором я сижу, поедая виноград из кузнецовского блюдечка, родом из семидесятых годов века девятнадцатого. В одном из «Букинистов» она отдала за него по нынешнему курсу двадцать тысяч рублей. «Когда я его купила, диван был в совершенно непотребной обивке, — говорит Юлия. — Он долго ждал своего часа. Два года назад я обила его тканями Мадлен Кастен. Вы знаете Мадлен Кастен?» Я виновато глотаю виноград. Юлия убегает и возвращается с книгой о величайших женщинах в истории Франции. В том числе о Кастен. «Она была декоратором, — поясняет хозяйка дома. — Дружила с Пикассо, Шагалом. Жану Кокто великолепно оформила дом леопардовыми тканями. У нас к «леопарду» относятся с опаской, но в малых дозах он творит в интерьере чудеса. А знаете, что еще делала Мадлен? Покупала на блошиных рынках старые вещи, переделывала — и продавала за баснословные деньги. В переводе на сегодняшние суммы они стоили тысячи евро — просто потому, что Мадлен к ним прикоснулась». Ткани Кастен в Юлиной квартире повсюду. В спальне, например, текстиль — цвета незабудок. Та самая «доза» леопарда — на банкетке в гостиной. Если не присматриваться, можно и не заметить: банкетку Журавлёва использует как столик и прячет красоту под кипами альбомов о моде.