Потому что я банда
Нормальные люди в кризисе среднего возраста покупают «корвет». Антонио Бандерас сделал больше: развелся с Мелани Гриффит, уехал в Лондон, влюбился и поступил в школу моды Сент-Мартинс.
Антонио Бандерас, испанец в возрасте пятидесяти семи лет, рассказывает мне, что распорядился украсить стихами свой новый, «постразводный» пентхаус в Малаге. Строки Мануэля Алькантары говорят о хозяине больше, чем об авторе: «Хочу провести этот день в тени лодки и радостно помечтать, отбросив все заботы». Эта несложная цель кажется Антонио неосуществимой: у него зависимость от работы, он снялся в сотне фильмов.
— Я ищу то, о чем пишет стихи мой друг Маноло, и не нахожу. У меня никогда этого не будет, потому что я не могу не работать, — Бандерас жалуется, но с вызовом. — Один месяц без дела — и я уже места себе не нахожу. Даже голова кружится.
Последние два года у него ничего не кружилось — актер одновременно поучаствовал в семи картинах в Италии, Чили и Болгарии. Мы с ним сейчас в Софии, потому что израильский режиссер Айзек Флорентайн снимает тут фильм «Стоик», где вместе с Бандерасом занята испанская красотка Пас Вега. Партнерши у него сейчас вообще такие, что мужчине должно быть трудно держать себя в руках: от Оливии Уайльд в «Жизни, как она есть» до Ольги Куриленко в «Соли» и Любови Аксёновой из сериала «Закрытая школа», которая играет с Антонио в странном фильме про Москву «За гранью». По возрасту ему подходит, кажется, только Барбра Стрейзанд — они вдвоем перепели старую песню Take Me to the World.
Но не в женщинах счастье: Бандерас пошел учиться моде в лондонский Сент-Мартинс, тот самый, что вырастил Стеллу Маккартни, Александра Маккуина, Джона Гальяно. Прошел суперкороткий курс кройки и шитья мужской одежды и представил в прошлом августе плоды — коллаборацию со скандинавским брендом Selected Homme, который продается везде, даже на Asos. Плюс линия ароматов, плюс новые часы к Рождеству. А в январе в графстве Суррей, куда переехал герой «Отчаянного», у Антонио случился инфаркт, и в артерии ему вставили три стента. В марте на фестивале в Малаге он опять выглядел молодцом: любимая девушка, инвестконсультант Николь Кемпел, оказывает на раны старика быстрозаживляющее действие.
Мы встречаемся в субботу, рано утром, в Софии дико холодно и идет дождь. Но Бандерас входит во дворец Врана в исключительно позитивном настроении. Надел джинсовую куртку собственного изготовления, под руку взял Николь. Идем гулять по залам. Антонио рассказывает, что знаком с детьми хозяина. Симеон Саксен-Кобург-Готский, бывший царь и бывший премьер-министр Болгарии, любезно разрешил нам провести съемку у себя дома. Нас сопровождает его личный секретарь, который на память цитирует диалоги из фильма 1999 года «Тринадцатый воин», где снимался Бандерас. «Вы определили, каким будет мое детство», — говорит секретарь то ли искренне, то ли дипломатично.
Я не в состоянии поддерживать столь высокий уровень вежливости и спрашиваю Антонио в лоб:
— Когда вы слышите такое, ощущаете кризис пятидесяти лет?
— Кризис я почувствую, когда не смогу делать то, что делал всю свою жизнь. Когда приеду в Аспен кататься на лыжах, а у меня заболит коленка — вот тогда я почувствую раздражение. Я знаю людей, которые стараются жить так, словно им все еще двадцать, хотя по паспорту шестьдесят, — это выглядит жалко. Я так не хочу. Многие мои мечты сбылись: я работал и продолжаю работать в самой соревновательной из всех индустрий, у меня есть звезда на Аллее Славы в Голливуде, я снимался в великих фильмах и в авторском кино у гениев. У Педро Альмодовара. Разве можно желать большего?
— У меня сложилось впечатление, что вам необходимо время от времени начинать все сначала.
— Дело даже не в том, что у меня есть необходимость. Я, скорее, не могу этого избежать. Такова моя сущность.
Хосе Антонио Домингес Бандерас в девятнадцать лет покинул Малагу и с тех пор не переставал заново открывать себя. Он вдохновлял мадридскую мовиду восьмидесятых (мовида — огромная артистическая, но не только тусовка, возникшая после смерти Франко; она никуда не делась, люди всех полов и ориентаций исправно кочуют от бара к бару — это и есть мовида. — Прим. «Татлера»). Был главным латинским любовником Голливуда девяностых. В двухтысячных стал полноценной кинозвездой. Новый Бандерас продал дом в Лос-Анджелесе, уехал в Англию, встречается с девушкой младше его на двадцать лет и только что закончил сценарий своей мечты. Хочет снять фильм про мальчика-беженца, который добрался до испанского берега, и некая миллионерша приютила его у себя в особняке. «Я очень много работаю, потому что хочу купить себе свободу как можно раньше, — объясняет мне Бандерас. — Буду сам снимать и продюсировать. Мне не нравится, когда кто-то говорит мне, что делать».
Антонио закуривает сигарету. Его ассистент считает нужным уточнить, что Бандерас «возит их из США, потому что это единственные сигареты, которые ему нравятся». А еще — что «он следит за собой и много занимается спортом». «Сейчас снимается в боевике и ходит в зал каждый день», — Николь тоже подключилась к беседе о здоровом образе жизни своего друга. У нее очаровательный, почти идеальный испанский. Примерно такой же, как репутация ее бойфренда. Никаких пятен на биографии. Даже развод с Мелани Гриффит прошел довольно мило. Они были женаты почти двадцать лет, а летом 2014‑го сделали публичное заявление, что расстаются «по обоюдному согласию, сохраняя взаимную любовь и дружеские отношения, почитая и уважая других людей, семью, друзей и время, которое провели вместе».