Между нами
Принеси то, не знаю что
Посмотрев на Кристен Стюарт в свежем триллере «Персональный покупатель», «Татлер» выяснил, кто одевает наших героинь и присматривает за скелетами в их шкафах.
В фильме Оливье Ассаяса, за который он в Каннах получил приз как лучший режиссер, есть эффектная сцена. Главная героиня Морин, молодая американка, живущая в Париже, приходит домой к своей клиентке. Той нет, так что Морин решает примерить ее наряды. Наливает себе выпить, раздевается до трусов, надевает откровенный бандажный бюстгальтер. Его вообще-то полагается носить поверх платья, и Морин устраивает повторную примерку — уже всего наряда целиком. А дальше направляется в хозяйскую спальню, где мастурбирует. Нет, она не сексуальный маньяк. Обыкновенный персональный покупатель, который есть у каждой уважающей себя и свое время татлеровской героини в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Москве.
«Ненавижу свою работу, — скажет Морин во время скайп-сессии с бойфрендом. — Целыми днями занимаюсь этой мурой». Тяжкий труд бедняжки — это гонки по Городу любви на мопеде с десятком пакетов на плече. В пакетах — кутюр, ювелирка. Содержимое предназначается Кире — супермодели, подавшейся в дизайнеры. Она доверяет Морин, но характером вылитая Черная Пантера, даром что мобильными телефонами не швыряется. А у Морин ни бренды, ни тренды не вызывают влечения — примерять ношеное хозяйкой для нее скорее проявление фетишизма, чем основной модный инстинкт. В общем, союз этих двух сердец был обречен еще до того, как дело дошло до спальни.
«Персональный стилист не просто пара рук, на которые можно скинуть груз покупок. Он должен нести красоту и гармонию, — говорит главный редактор Elle Екатерина Мухина (среди ее клиенток — дочь владельца АФК «Система» Татьяна Евтушенкова, актрисы Александра Бортич и Виктория Исакова). — А клиент для стилиста не источник дохода. Он учится у вас, вы у него — рабочие отношения предполагают постоянный личностный рост обоих. Самое приятное в нашей работе — получать сообщения: «Спасибо большое, ты мне жизнь поменяла».
Хотя логично было бы счесть, будто безоговорочно главный в этом тандеме — заказчик. Он девушку-стилиста танцует, потому что платит, причем немало. Расценки на самые скромные шопинг-сессии начинаются от сотни тысяч рублей за несколько часов работы. Предполагается, что за эти деньги стилист будет бегать как савраска по всему свету за кашемировыми свитерами The Elder Statesman с эффектом омбре, как у Рианны, или трогательным гипюром Self-Portrait, к которому так неравнодушна Даша Жукова.
На самом деле финальное решение, сотрудничать или нет, обычно принимает именно шопер. Если, конечно, можно отказаться от сделанного предложения. Русская вишенка на торте последнего мужского показа Dolce & Gabbana в Милане, стилист Вадим Галаганов, у которого за нехрупкими плечами шесть лет дрессинга (и дрессуры) клиентов, вспоминает, как пару лет назад в Петербурге, вернувшись с разудалой вечеринки в свой номер в «Гранд Отеле Европа», застал там двух мужчин убедительного вида. Те приехали из Киева по поручению особы, вхожей в резиденцию Межигорье. Украинскому денди Вадим уже однажды отказывал — так неприлично, двусмысленно высок был предложенный гонорар. В этот раз его гонцы просто сказали: «Собирай вещи, полетишь с нами».
«В Милан мне давали восемьсот тысяч евро в чемоданчике: клиент любил только самое дорогое».
«Я полетел, — рассказывает Вадим. – Пришли к их хозяину, тот учуял исходящий от меня запах алкоголя и заявил: «Пока ты работаешь со мной, пить не будешь». Я ответил, что в свои выходные делаю что хочу. «У тебя теперь нет выходных», — сказал новый босс. Деваться было некуда, Вадим отработал восемь месяцев. «Я приезжал в Милан с чемоданчиком, в котором было восемьсот тысяч евро, приходил в бутик Dolce & Gabbana и просил не делать мне скидок: заказчик признавал только самые дорогие вещи. Как-то раз потребовал рубашку, и чтобы непременно за полторы тысячи евро. Я таких в природе не встречал. Заказал у лучшего мастера в Милане шелковую, простроченную золотой нитью, с вышитыми золотом инициалами, с пуговицами из натурального жемчуга — так все равно получилось тысяча сто».
Телефоны Галаганова прослушивались, зато гонорара хватило, чтобы купить квартиру на проспекте Мира, а там и Майдан подоспел. Однако спустя время за стилистом снова прислали джет. В этот раз он отправил его назад в аэропорт приписки. А недавно, отправившись в Киев по другим делам, обнаружил на границе, что внесен в список невъездных.
В отсутствие дополнительных способов убеждения умение сказать «нет» сумме с не одной парой нулей — не признак заносчивости, этой профессиональной болезни многих работников рейла и отпаривателя, а показатель профпригодности стилиста. «Лично я не могу изменить человека за две встречи, как часто хотят клиенты. Это будет профанация, — комментирует главный редактор Glamour с двадцатилетним стажем работы стилистом Маша Фёдорова. — Зато если мне с человеком интересно, если меня привлекает его личность, я могла бы поработать (главное — выкроить время). Правда, настолько интересных клиентов я еще не встречала. Как и тех, кто готов довериться безоговорочно моему вкусу и чутью. Потому я и не работаю шопером». Директор отдела моды Vogue Ольга Дунина если и отвлекается от создания Библии моды, то лишь на секунду, ради подруг сердца, и делает это исключительно безвозмездно: ставит стилистические диагнозы и назначает лечение по WhatsApp.
«Бывало, я понимала, что мы с клиентом говорим на разных языках и что совместная работа будет очень тяжелой, испытанием для нас обоих, — рассказывает Мария Колосова, стилист с семилетним стажем и автор блога kyklamasha.com. — Конечно же, в таких случаях лучше сразу отказаться». Но если расставание происходит спустя годы, стилист, как правило, остается другом. Экс-директор отдела моды SNC Оксана Он шесть лет консультировала Наталью Чистякову-Ионову, и это был «абсолютный фан». Когда певица передала ключи от гардеробной новому таланту, Он осталась в избранных контактах. Наталья могла позвонить: «Через два дня самолет! Спасай!» — и у стилиста всегда находились время и совет.
Отношения заказчика и персонального покупателя товарно-денежные, но очень похожи на романтические. Те, кто помоложе, ищут шопинг-партнера в соцсетях (чаще в инстаграме), люди солидные выбирают проверенных друзьями и коллегами. Далее случается первое свидание, на котором, как и в амурных делах, становится ясно одно: будет ли второе. За вторым часто следует третье, четвертое, пятое — все исключительно для того, чтобы «прощупать» клиента, понять его цели и ожидания, почувствовать энергетику, выяснить знак зодиака.