Preview / Арт
Полет валькирий
Обязательно посмотрите в Лондоне Ансельма Кифера, чтобы морально подготовиться к его выставке в Петербурге.
На мой взгляд, Ансельм Кифер сейчас главный художник. После двух феноменальных ретроспектив в лондонской Королевской академии искусств в 2014‑м и Центре Помпиду в 2015–2016 годах никто не ждал, что мастер через восемь месяцев вернется с двумя новыми выставками. И какими! До конца февраля открыта «Вальхалла» в лондонской галерее White Cube, а в июне он привезет в Эрмитаж проект «Хлебников».
Немец Кифер родился в сорок пятом году недалеко от Шварцвальдского леса, который навсегда стал для него символом убежища. В день его рождения на дом соседей упала бомба. Мать сохранила единственный предмет, оставшийся от жившей там семьи, — обугленную швейную машинку «Зингер». Это очень важный момент для понимания киферовского языка, цвета и пластики. При этом художник признает влияние соотечественника Йозефа Бойса, использовавшего в арт‑объектах топленое сало, и отказывается от холста, мрамора и бронзы. В ход идут дерево, колючие ветки, свинец, бетон, пепел, шлак, одежда — что угодно может стать искусством. Кифер считает, что «создание и разрушение суть одно и то же». Когда автору кажется, что произведение слишком вылизанно, он выставляет его на улицу, где ветер, дождь и солнце помогают достичь известного только ему баланса созидания и разрушения. Художник полон ссылок на скандинавскую мифологию, каббалу, «Кольцо Нибелунгов» Вагнера, национал-социализм, русский футуризм. «Искусство трудно. Это не развлечение». Ему важно помнить историю. «Немцы хотят забыть прошлое и начать все заново. Но только заглядывая