Шутовская свадьба, ставшая настоящей: история любви князя и карлицы
В феврале 1740 года императрица Анна Иоанновна устроила знаменитую шутовскую свадьбу в Ледяном доме. Венчали русского князя Василия Голицына и придворную шутиху Авдотью Буженинову. По сути это было казнью: Анна была уверена, что пара не переживет февральскую ночь, проведенную среди глыб льда. Однако всё пошло не так, как она рассчитывала…
Шальная императрица
О десятилетнем правлении Анны Иоанновны мало лестных отзывов — уж очень любила императрица веселиться и не жалела на это денег. Неудивительно: в 17 лет Анну выдали замуж за герцога Курляндского, но через несколько месяцев он скончался, а юная герцогиня оказалась на 20 лет заперта в обедневшем имении покойного мужа.
Получив в свое распоряжение Российскую империю, Анна Иоанновна бросилась наверстывать упущенное — начала устраивать пышные балы и прочие развлекательные мероприятия. Дошло до того, что расходы на праздники и содержание двора в десятки раз превысили суммы, которые выделялись на финансирование армии и флота.
Причуд у императрицы хватало. Любила она, например, страшные истории: заснуть не могла без того, чтобы не послушать одну из них. По ее приказу отовсюду свозили «говорливых баб», которые умели сочинять жуткие сказки про разбойников, убийц и грабителей.
Еще одной слабостью Анны были люди с разными физическими дефектами. Поговаривали, что женщине нравилось на их фоне выглядеть красавицей, ведь ее внешность была далека от идеальной. «Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское», — так описывал ее испанский дипломат герцог де Лириа.
У Анны Иоанновны имелся целый штат шутов, развлекавших ее с утра до вечера. Кого там только не было: карлики и горбуны, великаны и калеки, татарчата и персиянки, умственно отсталые женщины и бабки, забавляющие правительницу своим умением сквернословить. Но среди «диковинок» больше всех любила императрица Авдотью Буженинову.
Квасник и калмычка
По одной версии Авдотья была калмычкой, по другой — камчадалкой. Подарил ее Анне кабинет-министр Артемий Волынский, который счел внешность девушки примечательной своим исключительным уродством. Как звали Авдотью на самом деле, неизвестно: имя она получила при крещении, которое провели, прежде чем презентовать новую забаву правительнице.
При дворе шутиху называли карлицей, но на самом деле она была просто очень маленького роста. Фамилию Буженинова Авдотье дали из-за того, что от нее постоянно сильно пахло копченым и кожа девушки сально блестела. Буженинова утверждала, что у ее народа такие традиции: не мыться, а мазаться жиром. Скорее всего, это было ложью, и так девушка пыталась избежать домогательств — любителей придворных шутих, несмотря на их внешность (а иногда и благодаря ей) хватало.
Уловка отлично работала: Авдотьей брезговали даже шуты, а если кто и пытался сунуться, то получал бешеный отпор — девушка могла и покалечить. Из-за способности яростно сопротивляться Буженинову считали злой, но императрицу эта черта Дуни только забавляла. Нравились Анне и острый ум и ядовитый юмор Авдотьи.
Выделялся среди шутов императрицы еще один человек — вечно сутулящийся пожилой мужчина, старающийся пореже попадаться на глаза придворным. Но иногда в нем проскальзывала горделивая выправка, ведь это был князь Михаил Алексеевич Голицын, внук некогда всесильного Василия Васильевича.