Страх смерти и магазины у дома: что угрожает крупным торговым центрам
Эксперты и участники рынка назвали главные риски для мегамоллов: уход покупателей в онлайн, действия властей в виде объявления локдаунов и ввода ограничительных мер, отказ от фиксированной арендной платы и магазины у дома
По данным Colliers, в 2021 году в столице появилось только 11 новых торговых центров общей площадью чуть больше 280 000 м2. Это на 28% меньше, чем в 2020 году, и почти в три раза меньше, чем в 2014-м. Вакантность выросла до 11,5% — моллы продолжают терять арендаторов. Арендные ставки, там, где они еще практикуются, сохранились на уровне 2020-го года, то есть на 25% ниже допандемийного уровня, добавляет региональный директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгения Хакбердиева.
В последние пару лет классические столичные моллы вроде «Мега Химки» или «Золотой Вавилон в Отрадном» (сейчас «Европолис») подверглись серьезной реконструкции. Однако это пока не помогает решить основные проблемы, с которыми торговые центры столкнулись в 2021 году и которые никуда не денутся в 2022-м.
50-70% оттока посетителей
Основной угрозой участники рынка называют действия региональных властей, которые весь год объявляли локдауны и ограничивали работу торговых центров. «Государство вводит все новые постановления, но пока не выработались единые стандарты по их выполнению, нет ни примеров, ни понимания порядка действий», — сетует президент консалтинговой компании Magic Group Александр Перемятов. «И хотелось бы узнавать новости не из аккаунтов инстаграмов должностных лиц, а из официальных источников, которые опирались бы на эпидемиологическую обстановку», — говорит президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко.