Биография Джона Делореана — это история визионера, мечта которого не сбылась

ForbesАвто

Стив Джобс 70-х: как Джон Делореан создал автомобиль из фильма «Назад в будущее» и потерял всё

Биография Джона Делореана — это история визионера, мечта которого о создании идеального спортивного автомобиля в итоге не сбылась. За свою карьеру он успел стать основоположником целого класса автомобилей, вызвать гнев Маргарет Тэтчер и впутаться в кокаиновый скандал

Чак Тэннерт

Фото Tony Korody / Sygma / Sygma via Getty Images

Джон Делореан, бесспорно, был блестящим инженером. Для своего времени он был кем-то вроде Стива Джобса, Джеффа Безоса и Марка Цукерберга. Он отказался от привычных устоев в попытке воплотить свою новаторскую идею в жизнь. В его случае, речь шла о попытке создать величайший спортивный автомобиль, который когда-либо видел мир.

Но обвинения в воровстве, мошенничестве и присвоении чужих денег — это тоже о нем. Делореана считали наглым аферистом, которому удалось обвести вокруг пальца всех своих деловых партнеров, начиная со знаменитостей и заканчивая представителями великих держав, а также вытянуть из них миллионы долларов. После смерти инженера в 2005 году его адвокат Говард Вайцман заявил в интервью газете Los Angeles Times, что «у Джона Делореана было одно из самых искаженных представлений о добре и зле», которое он когда-либо встречал.

Но как же создатель первого американского маслкара стал столь противоречивой фигурой?

Делореан — не только предмет восхищения из-за своего изящного видения будущего, но и объект насмешек из за своих сокрушительных поражений. То же самое можно сказать и о машине, которая принесла ему наибольшую известность. Речь идет о культовом спортивном автомобиле DeLorean DMC-12, который неоднократно появлялся в кинотрилогии «Назад в будущее».

Возмутитель спокойствия в General Motors

Джон Захария Делореан родился 6 января 1925 года в семье рабочих-иммигрантов. Он вырос на востоке Детройта, где в основном проживали представители рабочего класса. Его отец Захария Делореан, работавший литейщиком в Ford Motor Company, принимал активное участие в профсоюзном движении. По данным онлайн-платформы для автолюбителей Drivetribe, «плохой уровень владения английским языком и проблемы с алкоголем не позволили отцу Джона Делореана покинуть заводской цех».

Его мать Кэтрин Прибак работала в General Electric. Когда дела семьи были совсем плохи, она отправляла сыновей к своей сестре в Лос-Анджелес. Считается, что именно во время этих поездок юный Делореан полюбил калифорнийский образ жизни.

Джон поступил в университет, но его учеба была прервана Второй мировой войной. После службы в армии он все же получил степень магистра в сфере автомобилестроения, а позднее – степень MBA в Мичиганском университете. Его карьера в автомобильной отрасли началась в 1952 году в Packard Motor Car Company. Совсем скоро стал восходящей звездой не только своей компании, но и автомобильной промышленности в целом.

В 1956 году Делореан стал инженером в Pontiac, одном из подразделений General Motors. GM была крупнейшей компанией в мире, но Pontiac испытывал трудности и не мог повысить привлекательность своей торговой марки среди американской молодежи, которая к тому моменту стала главным потребителем и новой движущей силой зарождающейся автомобильной культуры страны. Казалось, что машины компании Pontiac предназначены только для пожилых людей. Через несколько лет, когда Делореан ушел из Pontiac, это был третий по силе автомобильный бренд страны после Chevrolet и Ford.

В то время другие руководители General Motors были сосредоточены на создании комфортабельных автомобилей, которые должны были словно парить в воздухе. Однако у Делореана были другие планы. Он хотел заменить эти автомобили на более спортивные модели, машины для современной молодежи, которой нужна скорость, а не комфорт.

Кадр из фильма «Назад в будущее»

Когда Пит Эстес взял на себя бразды правления Pontiac в 1961 году, Джона Делореана назначили главным инженером подразделения. Он воспользовался этой возможностью и велел своей команде инженеров установить мощный восьмицилиндровый двигатель объемом 6,3 литра от крупноразмерного автомобиля Pontiac Bonneville на среднегабаритный Pontiac Tempest. В результате был создан маневренный автомобиль с оптимальными для гонок мощностью и крутящим моментом. Делореан назвал его Pontiac Tempest LeMans GTO. Так был создан новый класс автомобилей, получивший название «маслкар».

Но компания GM придерживалась строгой политики, согласно которой инженерам запрещалось устанавливать мощные двигатели на среднегабаритные автомобили. Таким образом, высшее руководство General Motors никогда бы не одобрило новый Pontiac GTO в том виде, в котором этот автомобиль был изначально создан. Как показано в новой документальной драме «Открывая Джона Делореана» (Framing John DeLorean) с Алеком Болдуином в главной роли, инженеру удалось придумать лазейку, чтобы оправдать высокую мощность двигателя нового автомобиля. Pontiac GTO не стали продавать как отдельную модель — он был лишь одним из вариантов комплектации Pontiac Tempest 1964 года. Цена опции составила $295. Таким образом, стоимость кабриолетов в комплектации GTO начиналась с $3081, а купе – с $2852. GTO быстро стали настоящим хитом продаж. На Pontiac буквально посыпались заказы. За первый год производства компания GM продала 32 450 машин с более мощным двигателем.

За этот вопиющий акт неповиновения Делореан был награжден сполна: в 1965 году он обошел нескольких перспективных инженеров с более высоким стажем и в 40 лет стал самым молодым генеральным директором Pontiac. Четыре года спустя он стал самым молодым руководителем Chevrolet, а в 1972 году – вице-президентом General Motors по производству легковых и грузовых автомобилей в Северной Америке.

Джон Делореан был не только отличным инженером, но и талантливым маркетологом. Он понял то, чего тогда не осознавали другие директоры автомобильных компаний: дизайн автомобиля имеет такое же значение, как и его комплектующие. «Никто из других директоров не обращал внимания на моду», – отмечает Джей Патрик Райт, автор бестселлера о General Motors. После того, как Джон Делореан представил миру Pontiac Firebird, слухи о нем разлетелись далеко за пределы Детройта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Открыть кубышку: как России правильно потратить накопленные нефтедоллары Открыть кубышку: как России правильно потратить накопленные нефтедоллары

В последние полтора года российской экономике везло с нефтяными ценами

Forbes
Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают

Как пишется расписка при ДТП и когда этого делать не стоит

РБК
Саундбары: рейтинг лучших в 2019-2020 году Саундбары: рейтинг лучших в 2019-2020 году

Какой саундбар выбрать в 2019 году, чтобы усилить звук телевизора

CHIP
Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы

На самом деле китайцы изобрели множество привычных нам вещей

ТехИнсайдер
3 оптимальных бюджетных HDD емкостью от 10 Тбайт 3 оптимальных бюджетных HDD емкостью от 10 Тбайт

Места много не бывает: вот несколько моделей больших винчестеров

CHIP
«Все пошло не так»: как заработать на надвигающемся кризисе «Все пошло не так»: как заработать на надвигающемся кризисе

Что не нужно делать в преддверии и во время кризиса, чтобы не потерять деньги

Forbes
Обманщики поневоле Обманщики поневоле

В некоторых ситуациях мы предпочитаем не говорить ребенку правду, а соврать

Лиза
Народное потребление. Как в 29 лет зарабатывать 40 млн рублей в год на продаже ношеных вещей Народное потребление. Как в 29 лет зарабатывать 40 млн рублей в год на продаже ношеных вещей

Сеть секонд-хендов брендовой одежды приносит Дарье около 3 млн рублей в месяц

Forbes
Список литературы: что прочитал за лето-2019 Барак Обама Список литературы: что прочитал за лето-2019 Барак Обама

Экс-президент Америки рассказал, что читал этим летом и почему

Esquire
Один домa Один домa

Многозарядный гранатомет ГМ-94

Популярная механика
Право на приватность. Что такое «порноместь» и как закон защищает от нее женщин Право на приватность. Что такое «порноместь» и как закон защищает от нее женщин

Как проблема порномести решается в мировой практике и в России

Forbes
Авиакомпании сократили число рейсов в построенный Вексельбергом аэропорт Саратова Авиакомпании сократили число рейсов в построенный Вексельбергом аэропорт Саратова

«Аэрофлот» и S7 сократят количество рейсов в новый аэропорт Саратова

Forbes
Сергей Маркедонов: Других абхазов и осетин у меня для вас нет. Ответ на письмо грузинского владыки Сергей Маркедонов: Других абхазов и осетин у меня для вас нет. Ответ на письмо грузинского владыки

Мнение эксперта МГИМО о значении письма Гурама Гамрекели

СНОБ
Анастасия Чернобровина: «Стать мамой в сорок не страшно» Анастасия Чернобровина: «Стать мамой в сорок не страшно»

Ведущая программы «Утро России» о воспитании ребенка и травле в Интернете

StarHit
«Мафия Skype»: что стало с людьми, стоявшими у истоков самой успешной европейской IT-компании «Мафия Skype»: что стало с людьми, стоявшими у истоков самой успешной европейской IT-компании

Кто стоял у истоков Skype, и чем они занимаются сейчас?

Forbes
Кефир вместо антидепрессантов: как бактерии влияют на психику Кефир вместо антидепрессантов: как бактерии влияют на психику

Бактерии в кишечнике влияют на наш мозг, настроение и психику

Psychologies
Что твой ребенок расскажет психотерапевту через 20 лет? Что твой ребенок расскажет психотерапевту через 20 лет?

На что будет жаловаться следующее поколение, несмотря на все усилия матерей

Cosmopolitan
Как в 56 лет написать первый роман и за две недели заработать $1,5 млн Как в 56 лет написать первый роман и за две недели заработать $1,5 млн

Писатель Грэм Симсион о том, как в 56 лет написать первый роман

Forbes
Я не вижу ваших рук! Я не вижу ваших рук!

Нарочно не придумаешь, или как Алена Апина выступала с гипсом и в полной темноте

StarHit
Лихо закрутили Лихо закрутили

Как правильно ухаживать за вьющимися волосами, что делать, чтобы они не пушились

Grazia
Вторая жизнь Prisma: кто выкупил долю Mail.ru Group в известном фотоприложении Вторая жизнь Prisma: кто выкупил долю Mail.ru Group в известном фотоприложении

История приложения Prisma и планы развития сервиса

Forbes
Кого и почему раздражают кормящие матери Кого и почему раздражают кормящие матери

Когда мы видим женщину, кормящую грудью, мы сталкиваемся с гаммой чувств

Psychologies
Патриарх малой авиации: Ан-2 «Кукурузник» Патриарх малой авиации: Ан-2 «Кукурузник»

Россия создает замену легкому многоцелевому биплану Ан-2

Популярная механика
Секс, работа, еда: 22 совета, которые помогут продлить вашу жизнь Секс, работа, еда: 22 совета, которые помогут продлить вашу жизнь

Можно поддерживать себя в достойной физической и умственной форме долгие годы

Популярная механика
Сотрите это немедленно! Сотрите это немедленно!

Что делать с чрезмерно эмоциональным постом?

Лиза
10 карьерных правил от великих полководцев 10 карьерных правил от великих полководцев

Карьерные советы от полководцев, которые сумели дожить хотя бы до 50 лет

Maxim
Занесите в протокол Занесите в протокол

Инстаграм-коучи по питанию взялись лечить нас биодобавками

Tatler
Написанному верить? Написанному верить?

Онлайн-френды из соцсетей подчас нам кажутся ближе, чем реальные друзья

Лиза
Следите за руками: как распознать популярные жесты Следите за руками: как распознать популярные жесты

Движения рук могут подчас рассказать о человеке больше, чем слова

Psychologies
Открыть в приложении