«Современное искусство интереснее, чем спа в пустыне». Новый арт-директор Cosmoscow о потенциале русского рынка
Продав в прошлом году искусства на €1,3 млн, ярмарка Cosmoscow наращивает свою интеллектуальную мощь за счет европейских музейных профессионалов. Арт-директором ярмарки стал ведущий европейский специалист по России и Восточной Европе Саймон Рис
Седьмая по счету ярмарка Cosmoscow пройдет в Гостином дворе с 6 по 8 сентября. По сравнению с прошлым годом галерей-участников заметно не прибавилось — заявлена все та же цифра 70. Зато сделан заметный акцент на известные имена. В прошлом году ярмарку обвиняли в том, что на ней не представлены первые лица современного российского искусства. В этом году галерея JART готовит специальный проект с участием таких именитых российских художников, как Эрик Булатов, Леонид Соков, Александр Косолапов. Шампанский дом Ruinart обещает выставку Вика Мюниса. По заказу фонда Cosmoscow Ирина Корина создает инсталляцию для пространства в Гостином дворе. Заявлены и именитые иностранцы: туринская галерея Giorgio Persano привозит в Москву работы Микеланджело Пистолетто, а сам художник обещает выступить с лекцией в рамках образовательной программы ярмарки. Галерея Forsblom из Стокгольма везет скульптуры Стефана Балкенхола, его уже показывал ММоМА в 2015 году. А Georg Kargl Fine Arts — Недко Салахова.
Музеем года по версии Cosmoscow в этот раз станет юбиляр ММоМА, отмечающий свое 20-летие. Впервые в Cosmoscow примет участие музей «Гараж». Стенд «Гаража» будет посвящен архиву Владислава Мамышева-Монро, которому в 2019 году исполнилось бы пятьдесят лет. Одна из частей архива художника поступила в фонд музея в 2018 году и стала доступна на платформе RAAN, международной сети, объединяющей архивы российского искусства.
О том, что еще можно ждать от ярмарки и какая теперь у Cosmoscow cтратегия, рассказал ее новый арт-директор Симон Риз, один из главных европейских музейных специалистов по Восточной Европе, бывший в разные годы участником экспертного совета «Инновации», Московской биеннале современного искусства, программным директором Австрийского музея декоративно-прикладного и современного искусства MAK. В Вильнюсе Саймон Рис с центром современного искусства САС был куратором павильона Литвы на Биеннале в Венеции в 2007 году.
Саймон, как небольшой частной ярмарке найти свое место в мировом календаре арт-рынка? Войти в число обязательных к посещению?
Посмотрите, какой логикой руководствуются создатели новых музеев современного искусства, Tate Modern. Они наполняют свои гигантские гаражные пространства произведениями со всего мира.
Чувствуется ли там русское влияние? Сейчас идет выставка Натальи Гончаровой, есть Малевич, но что-то более современное там можно найти?
Знаете, сейчас Tate Britain гораздо интереснее, чем Tate Modern. В Tate Britain есть оригинальность. Как профессионал, когда я, например, интересуюсь искусством современной Венгрии, понимаю, что надо ехать в Будапешт. Если я захочу что-то узнать про румынское искусство, поеду в Клуж или в Бухарест. За современным русским искусством я отправлюсь в Москву или Санкт-Петербург. А Tate Britain показывает британское искусство так, как никто другой, с глубоким знанием дела и с любовью.