Все в сад
«Выхода нет» группы «Сплин» со скрипичным оркестром и прощальный концерт Омары Портуондо: чего ждать от «Усадьбы Jazz», рассказывает президент фестиваля Мария Семушкина.
Раньше джаз в России воспринимался как развлечение для шестидесятников с налетом нафталина. Но «Усадьба Jazz» освежила отношение к жанру. В чем магия?
Наши гости слушают джаз не в закрытых клубах для избранных, а в парках, в декорациях старинных русских усадеб — в Архангельском или на Елагином. С одной стороны, такая атмосфера раскрепощает, с другой — задает и нам, и гостям фестиваля эстетические и музыкальные стандарты.
Когда в нулевые мы только начинали — первая «Усадьба Jazz» прошла в Подмосковье в 2004-м, — джазовой «движухи» в России не было. Эта музыка была интересна узкой прослойке возрастных людей, и им было непонятно, что на нашей сцене делают, например, скрипач-неоклассик Алексей Айги или Нино Катамадзе с джаз-роком на грузинском языке. А ведь идея приглашать на джазовые события артистов других жанров не новая, она давно реализуется в Европе и Америке.
С 2011 года мы проводим фестиваль в Петербурге, у Елагинского дворца, спроектированного Кваренги и перестроенного Росси. Неудивительно, что поначалу дамы надевали на «Усадьбу Jazz» вечерние платья и шпильки. А сейчас приходят тоже нарядные, но в кроссовках: знают, что на концерте легенд фанка Earth, Wind & Fire весь Масляный луг будет танцевать. Кроме того, фестиваль стал семейным, его любят дети, в том числе мои (Мария — мама четырех дочерей. — Прим. ред.).