Доктор искусствоведения и инженер-кораблестроитель Владимир Лисовский

Собака.ruРепортаж

Владимир Лисовский

Текст: Мария Элькина

Доктор искусствоведения, профессор Академии художеств (почти полвека!) и инженер-кораблестроитель, Владимир Лисовский написал «Три века архитектуры Санкт-Петербурга» — самую полную и подробную книгу о зодчестве и градостроительстве в Петербурге, Петрограде, Ленинграде и опять Петербурге. В трехтомник («Классический город», «От классики к модерну» и «Век модернизма») вошло действительно все: самые ранние и самые поздние постройки — от Петропавловской крепости до «Лахта Центра» и бизнес-парка «Полюстрово». О барокко, классицизме, ампире и эклектике на Неве написаны без преувеличения тысячи фолиантов, путеводителей, учебников и гидов, но именно фундаментальный труд Владимира Григорьевича стал уникальным и — важно! — любимым и востребованным: по бестселлерам Лисовского, которому в 2023 году исполнилось 90 лет, петербуржцы учат историю архитектуры.

Как кораблестроитель стал историком архитектуры и при чем здесь Моцарт, Гленн Миллер и Бетховен

Владимир Григорьевич родился в Ленинграде в1933 году. Во время блокады в 1942-1944 годах он был в эвакуации, несколько послевоенных лет провел в Москве, а все остальное время прожил в родном городе. По первой специальности Владимир Лисовский — инженер-кораблестроитель, в 1965 году получил степень кандидата технических наук, а уже в 1967-м — диплом Института имени Репина по специальности «теория и история искусств». 1960-е годы стали не только в СССР, но и во многих других странах временем невероятного оптимизма, в том числе связанного с техническим прогрессом, покорением космоса. Для архитектуры это было время ярких утопий и уверенности в том, что технологии, все время изобретаемые человечеством, способны изменить мир и людей к лучшему.

Сейчас вышел третий том вашего сборника «Три века архитектуры Санкт-Петербурга». Если не ошибаюсь, это первая настолько всеобъемлющая книга про застройку города. Как вы решились за нее взяться?

Видите, о Петербурге написано и еще будет написано неимоверное количество книг. Что касается меня, то когда я избрал для себя стезю историка архитектуры, само собой получилось, что я стал заниматься архитектурой Петербурга, которая мне близка, в которой я вырос и с которой даже связан историческими корнями.

Моя первая книга о Петербурге датирована еще 1970-ми годами. Была серия путеводителей по городам России — сравнительно небольшие белые книжки издательства «Искусство». Проявив известную напористость и, может быть, нахальство, я предложил себя в качестве автора такой книги про Ленинград. Вторым автором стала Марина Викторовна Иогансен, прекрасный специалист по архитектуре XVIII века, сотрудница академического архива. Мы создали книгу путем механического соединения двух частей. Она написала про XVIII век, а я — обо всем, что было начиная со времен классицизма, то есть с конца XVIII и начала XIX века, и вплоть до того времени, когда эта книга писалась и издавалась. Вот это был первый блин, который не вышел, по-моему, комом. Там, правда, были ошибки, но я совершенно без них не могу, все время их делаю. Слава богу, не очень существенные.

Потом пришли новые времена, появились новые тенденции в развитии архитектуры, новые мастера. И мне захотелось продолжить писать. Так стали появляться следующие варианты, по сути, той же книги. Я уже сам написал про XVIII век и со временем включал в свою работу все больше современных зданий, которые появлялись в Петербурге у меня на глазах. Трехтомник, последняя часть которого вышла в 2024 году, — завершение этой долгой работы.

Вы сказали, что связаны с архитектурой исторически. У вас были предки-архитекторы?

Самый первый мой предок-архитектор — прадед Николай Никонов. Он из крестьян и из Пошехонья, будучи молодым, переехал в Петербург. Портреты, которые сохранились, показывают, что он был обладателем татарско-восточных черт.

Другая архитектурная линия моих предков — из Курска. Александр Федорович Барановский приехал оттуда и поступил в Академию художеств учиться. Этот Александр Федорович стал моим дедом. Его авторству принадлежат многие доходные дома, значительная часть находится на Васильевском острове. Его сын и мой дядя, Лев Александрович Барановский, мало что сделал как архитектор, ему не дали заниматься архитектурой, потому что он попал под каток сталинских репрессий. Насколько мы знаем, он умер в лагере, хотя в этой истории много туманного.

Вы уже во взрослом возрасте в 1960-е годы сменили профессию? Что вас на это сподвигло — ведь в то время это был, насколько я понимаю, совершенно нетривиальный поступок?

Дело было так. Я закончил Кораблестроительный институт в 1957 году, потому что увлекался кораблями. Мне было интересно, я пошел после окончания института работать. Но с младых ногтей во мне сидел еще и интерес к архитектуре. Я про архитектуру читал и сочинял архитектурные пейзажи, которых на самом деле не было на свете, уж не знаю почему. Объяснял я это наследственностью. В общем, сидела во мне такая зараза архитектурная и просилась выйти наружу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без лишних предисловий: Каневский и Сулим Без лишних предисловий: Каневский и Сулим

Леонид Каневский и Саша Сулим — главная динамическая пара прямо сейчас

Собака.ru
Обновить страницу Обновить страницу

Именитых писателей все сильнее теснят промпт-инженеры человеческих душ

СНОБ
Письмо редактора Письмо редактора

Традиционно этот выпуск всегда посвящается моде

Grazia
Я вас не слышу: как защитить здоровье слуха летом Я вас не слышу: как защитить здоровье слуха летом

Где поджидают опасности для слуха, если вы на отдыхе, и как с ними справиться?

Правила жизни
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Подборка актуальных книг на тему истории, литературы и архитектуры

Дилетант
Трезвость и права маори: как новозеландки раньше всех добились права голоса Трезвость и права маори: как новозеландки раньше всех добились права голоса

Три представительницы новозеландского женского движения

Forbes
Квартира для души Квартира для души

Сочетание комфортабельности люксового отеля и особой атмосферности

SALON-Interior
Аква инкогнита Аква инкогнита

Как вода нарушает правила жидкостей

Вокруг света
(Не)случайная встреча (Не)случайная встреча

Антиквариат — всегда про случайную встречу — с покупателем и с предметом

Seasons of life
Голосок эпохи Голосок эпохи

Стихи и тексты Владимира Бурича

Weekend
Санкур для современного пролетариата Санкур для современного пролетариата

Кто, как и зачем сегодня «гоняет лодыря» в санаторно-курортной сфере

Монокль
Чем аффирмации опасны для жизни: почему позитивные фразы могут принести вред? Чем аффирмации опасны для жизни: почему позитивные фразы могут принести вред?

Могут ли позитивные фразы оказывать негативное влияние на психику?

VOICE
Рубль набирает вес Рубль набирает вес

В мае биржевой курс доллара впервые за четыре месяца опустился ниже 90 руб./$

Деньги
Пикаповый туз Пикаповый туз

Вожак новых Джаков

Автопилот
Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!» Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!»

Юрий Стоянов о перезагрузке карьеры, увлечении ножами и пользе от интернета

СНОБ
История чемпионата Европы по футболу: факты, которые вы могли не знать об этом соревновании История чемпионата Европы по футболу: факты, которые вы могли не знать об этом соревновании

Экскурс в историю Чемпионата Европы по футболу

ТехИнсайдер
5 страхов, которые мешают нам просить помощи 5 страхов, которые мешают нам просить помощи

Как справиться со страхами и научиться просить помощи?

Psychologies
«Шахматная горячка»: как один исторический турнир увлек этой игрой весь СССР «Шахматная горячка»: как один исторический турнир увлек этой игрой весь СССР

Глава из книги «Россия на 64 клетках. История чемпионов»

Forbes
5 психологических советов, которые помогут пережить развод 5 психологических советов, которые помогут пережить развод

Как поддержать себя во время развода?

Psychologies
Источники бесперебойного питания — какие бывают и как выбрать? Источники бесперебойного питания — какие бывают и как выбрать?

О том, как правильно выбрать источник бесперебойного питания

CHIP
Этому городу нужен герой: фильмы про Бэтмена от худшего к лучшему Этому городу нужен герой: фильмы про Бэтмена от худшего к лучшему

Вот 12 фильмов про Бетмена, которые когда-либо выходили на больших экранах

Правила жизни
Качественный ремонт на скорую руку: как заклеить надувной матрас или плавательный круг Качественный ремонт на скорую руку: как заклеить надувной матрас или плавательный круг

Починить надувной матрас можно всего за 5 минут и без лишних инструментов

ТехИнсайдер
Игрушка за $10 тысяч и аксессуары дороже одежды: кто и почему скупает старые куклы Barbie Игрушка за $10 тысяч и аксессуары дороже одежды: кто и почему скупает старые куклы Barbie

Рассказ «дилера» c тридцатилетним стажем о перепродаже старых кукол Barbie

VC.RU
Рекорды в долг у будущих урожаев Рекорды в долг у будущих урожаев

Сокращение инвестиций в агротехнологии чревато снижением будущих урожаев

Монокль
Acta diurna populi Romani: первая публичная газета Acta diurna populi Romani: первая публичная газета

Первая газета: Acta diurna populi Romani – «Ежедневные дела римского народа»

Знание – сила
Если у вас СДВГ: 10 способов повысить работоспособность Если у вас СДВГ: 10 способов повысить работоспособность

Как научиться работать лучше и эффективнее при СДВГ, рассказывает психолог

Psychologies
С друзьями на поводке С друзьями на поводке

Куда чаще берут питомцев в отпуск, как оформляется проезд и сколько это стоит

Деньги
Атомщики Атомщики

Вместо 25 375 слов: главное об электромобиле «Атом»

Автопилот
«Язык как инстинкт» «Язык как инстинкт»

Как мы воспринимаем речь

N+1
«Гончаровская» дорога «Гончаровская» дорога

«Как я жалею, что на пути моем из Петербурга не заехал я в Ярополец»

Знание – сила
Открыть в приложении