Доброе старое Комарово — новый центр светского притяжения

Собака.ruРепортаж

Келломяки

Доброе старое Комарово — новый центр светского притяжения. Семьи академиков и миллиардеров, олимпийских чемпионов и прогрессивной молодежи обосновались на время самоизоляции, а затем и на все лето-2020 здесь.

Текст: Ксения Гощицкая, Игорь Топорков. Фото: Михаил Федосеев

Актриса Алина Король проводит лето в Комарово — и тут же снимается в короткометражном фильме «Сопричастие» о Комарово с референсами «Бунюэль, Тарковский, Бергман, Параджанов». На Алине: жакет Nanushka, бра Dries Van Noten, юбка Off-White, туфли Bоttega Veneta, серьги Oscar de la Renta, колье Marni (все — ДЛТ)

Фрейндлих, Данини и при чем здесь «Настоящий детектив»

Cооснователь нетворкинг-приложения Sapsan Ринат Умяров привез в Комарово филиал богемной чебуречной «Ларисочная» и организовал местную любительскую футбольную команду выходного дня.

Поселок Комарово трудно с чем-то сравнивать. Даже с самим собой. От Келломяк осталось мало, буквально четыре трепетно восстановленные жилые постройки и несколько еще не рассыпавшихся. От культурного и субкультурного разгула молодых советских гениев из 1960-х тоже осталось всего ничего. Как почти ничего не осталось — кроме одновременно страшного и смешного особняка — от когда-то главного местного бандита 1990-х по прозвищу (вот это совпадение!) Комар.

Золотые нулевые принесли в поселок заборы повыше. Говорят, что дух старого времени берегли одноэтажные торговые ряды с домом быта и лавками, но их спалили, чтобы соорудить там ларек с курой-гриль. Сейчас на этом месте то ли почта, то ли ничего. Память о куре-гриль хранит забавный случай: будучи подростком, в ларек на работу устроилась будущий ведущий научный сотрудник Русского музея Саша Поляновская. Семья Поляновских олицетворяет собой комаровские традиции: собирает чернику, ходит на академический пляж, помнит добрым словом фамилию Линник (погуглите «дача Линник» и обнаружите все фамилии деятелей ленинградского рок-клуба, для которых она стала студией и концертной площадкой, и одну попытку убийства музы рокеров и владелицы дачи Ирины Левшаковой музыкантом Федором Чистяковым), а модного архитектора, автора реконструкции «Манежа» Дмитрия Кривенцова знает еще худым и выбритым наголо.

В наши дни здесь все двойственно, даже сам поселок, который делится на верхнее и нижнее Комарово. Последнее считается элитным. Там дороже сотки. Там зеленей нарочно высаженная в мох трава. Там выше заборы и ярче костры амбиций. Там губернаторская дача и Курортная улица, которая первой приняла на себя сталинские гектары академиков. Там до строительства дамбы было море, а сейчас непригодный для общественных погружений залив. Там конный клуб, отличный ресторан Flamand Rose и благоухает роскошь. Где-то там, за неприступными перегородками лежит в земле былой интеллектуальный размах когда-то культового, а ныне бессмысленного Дома творчества писателей. Мимо этого великолепия в свободном загородном костюме иногда прогуливается директор Эрмитажа.

Комарово верхнее вместило в себя умеренное число высоких заборов, все многообразие культуры русского XX века, одну кривую улицу, на которой живет главный местный холостяк по имени Леонид, и одну косую, на которой хранят память о Галине Старовойтовой. Редкие и покосившиеся от времени комнаты в горделивых башенках с четырех сторон подперты советскими профессорскими дачами и типовым социальным жильем. Социальное жилье по финской модели от дачного треста, в котором ютилась Ахматова, современному мне напоминает «Твин Пикс», если настроение у меня хорошее, или первый сезон «Настоящего детектива», если настроение плохое. Милые, местами неказистые, именно они и являются последним приютом комаровского духа и очагом преемственности.

Относительно доступная аренда этих строений влечет и молодых, и уже состоявшихся деятелей культуры. Известный размахом своих интересов (от контркультурной литературы до творчества Джозефа Конрада) переводчик Митя Симановский и совладелец бара «Хроники» журналист Петр Биргер сколотили коммуну и уже более десяти лет регулярно принимают гостей, бережно храня память о своих советских предках и их приключениях на местности. Коммуна эта множится и расползается по поселку. В разное время она включала в себя практически всех актуальных деятелей современной петербургской культуры, будь то координатор арт-программы Новой Голландии Алексей Русанов, художница Данини, перформер Александр Бурячко, учитель всея Ингрии Сан Саныч (отец того самого модного режиссера Молочникова) или оператор Булат Шарипов. В паломничество бредут от станции модные московские интеллектуалы. Пандемия продлила «Сапсан» до Комарово, и весь столичный фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) стройной колонной маршировал между Первой и Второй Дачными улицами.

До недавнего времени в Комарово на глаза попадались живые гении. Им доставалось от мальчишек и судьбы. Они стояли в общей очереди к автомобильной продуктовой лавке у здания администрации и пользовались уважением пространства. При желании великих можно встретить и сейчас по дороге на озеро — на мемориальном Комаровском кладбище.

Про архитектуру можно и нужно говорить отдельно. Дизайнер Слава Валовень приложил свою руку к, возможно, самому амбициозному и вдохновляющему проекту по восстановлению дореволюционной недвижимости, который не продают, а в котором живут — в даче 1906 года постройки обосновалась писатель Ирина Оганова. Великим я считаю классицистичный долгострой в духе Павловска на улице Выборгской, который по легенде принадлежит чиновнику-неудачнику. У чиновника-неудачника хватило амбиций и не хватило ума. В результате появились чудо: собранный и даже покрытый штукатуркой и частично характерной желтой краской дом стал доминантой, вокруг которой хозяева разбили курятник и установили одну парковую скамейку. Дом этот, разумеется, стоит на продажу. Надо предложить Кустурице или РПЦ.

Старая гвардия? Есть! Есть Гориболь! Есть Фрейндлих! И даже Набутов-старший! Комаровцы — народ разнообразный, и в этом заключается главная ценность поселка. На улице можно встретить фриков, люмпенов, хипстеров, богачей, честных советских пенсионеров, сомнительного вида подростков-мажоров, интеллигентов и толпы детей, которые ходят сами по себе. Ощущение абсолютной комаровской безопасности может шокировать новичка. Даже велосипеды с участков пропадают не каждый год! Насилие практически полностью покинуло улицы поселка и переместилось на страницы местных сообществ в социальных сетях. Там соседи бьются до последней крови из глаз, что не мешает на улицах им друг другу в эти самые глаза улыбаться. Не мешает это и писать друг на дружку пусть короткие, но регулярные доносы в администрацию.

Насилие выместил спорт! Местные жители едут на велосипедах, ходят со скандинавскими палками, бегут по тропинкам и не покидают территорию местного стадиона! Олимпийский бронзовый призер баскетболист Сергей Карасев, играющий с друзьями, детьми и подругами в футбол без гендерных, возрастных и любых других ограничений, — обычное дело.

Впечатлит новичка и инфраструктура Комарово. Детские площадки, спортивные объекты, асфальтированные улицы и поливальные машины, чистая вода из колонки на обочине, беспрецедентная для страны вечерняя освещенность улиц, собственная автомобильная развязка, в конце концов! А чего стоит «мост Полярника», построенный самым молодым директором института Арктики и Антарктики Александром Макаровым в самом конце улицы Германа? Редкие рытвины на дорогах здесь никогда не застанут запоздавшего к ужину скейтбордиста врасплох. Что еще для счастья требует простой русский человек?

Должны же быть проблемы в этом номенклатурном раю? Должны и есть! Но и они специфические. Порой кажется, что чувство вкуса покинуло пространство вместе с гениями. Главную магистраль захватил лубочный фестиваль современного искусства на обочине. Нельзя сказать, что во всем многообразии развешанных по кустам и прибитых к веткам предметов не попадаются удачные художественные высказывания. Попадаются, но к организатору в лице женщины по имени Наталия есть вопросы. Тем более, что по счастливой случайности она является соавтором практически всех работ, которые сама же и утверждает по итогам строжайшего отбора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правило № 61: Жить так, чтобы не бояться Правило № 61: Жить так, чтобы не бояться

Коуч Алексей Ситников делится способами отключить страх

Tatler
Меланома кожи: как распознать и лечить рак Меланома кожи: как распознать и лечить рак

Как отличить злокачественную опухоль от безобидного родимого пятна

Cosmopolitan
О чем мы не можем говорить О чем мы не можем говорить

Многим трудно говорить о половых органах, невозможно даже произнести их названия

Psychologies
Роман с Гузеевой и жизнь на две семьи: все личные тайны Дмитрия Нагиева Роман с Гузеевой и жизнь на две семьи: все личные тайны Дмитрия Нагиева

Что скрывает один из самых сексуальных российских телеведущих?

Cosmopolitan
Основатель неорусского концепт-стора «Палаты» Юлия Лобойко собирается превратить его в великое посольство передового локального дизайна Основатель неорусского концепт-стора «Палаты» Юлия Лобойко собирается превратить его в великое посольство передового локального дизайна

Интервью с основательницей неорусского концепт-стора «Палаты» Юлией Лобойко

Собака.ru
Физики упорядочили электродипольную решетку молекул воды Физики упорядочили электродипольную решетку молекул воды

Открытие, которое может помочь ученым в создании искусственных квантовых систем

N+1
Ида Галич в проекте #CosmoПротивБуллинга Ида Галич в проекте #CosmoПротивБуллинга

Ида Галич рассказывает, как справиться с хейтом в интернете

Cosmopolitan
Отрывок из книги Николая Эппле «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах» Отрывок из книги Николая Эппле «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах»

Фрагмент книги Николая Эппле «Неудобное прошлое»

СНОБ
Что такое «Джа Растафарай», или загадка эфиопских имен Что такое «Джа Растафарай», или загадка эфиопских имен

Откуда взялся «Джа Растафарай» и как устроены эфиопские имена в целом?

Популярная механика
Мудборд: мужской стиль для отпуска в фильмах с Аленом Делоном, Джудом Лоу и Тимоти Шаламе Мудборд: мужской стиль для отпуска в фильмах с Аленом Делоном, Джудом Лоу и Тимоти Шаламе

Ищем идеи летнего гардероба в фильмах — старых и не очень

Esquire
Дом на краю света Дом на краю света

Кто в России зарабатывает на глэмпингах и как преуспеть в этом бизнесе

Inc.
«Он выпивал в баре «Дракон» рядом с моей студией». В прокат выходит документальный фильм о Бэнкси «Он выпивал в баре «Дракон» рядом с моей студией». В прокат выходит документальный фильм о Бэнкси

Элио Эспана рассказал о том, как Бэнкси взломал привычную систему арт-рынка

Forbes
Век на месте Век на месте

Зальцбургскому фестивалю исполняется 100 лет

Weekend
Пора двигаться дальше: почему традиционному бизнесу необходима цифровизация и как её начать? Пора двигаться дальше: почему традиционному бизнесу необходима цифровизация и как её начать?

Какие сложности могут возникать в процессе цифровизации бизнеса?

Inc.
Крем с SPF для лица, или поговорим о санскрине Крем с SPF для лица, или поговорим о санскрине

Солнце дарит коже лица не только россыпь задорных веснушек на щеках

Seasons of life
Отрывок из романа «Сад», который стал феминистским ответом Марины Степновой всей русской литературе Отрывок из романа «Сад», который стал феминистским ответом Марины Степновой всей русской литературе

Фрагмент антидворянского и феминистского романа Марины Степновой

Esquire
Позовите Виктора Цоя. Эссе дочери Джоанны Стингрей Мэдисон — о музыке «Кино» и о лучшем друге своей матери Позовите Виктора Цоя. Эссе дочери Джоанны Стингрей Мэдисон — о музыке «Кино» и о лучшем друге своей матери

Эссе о лидере "Кино" и о том, какое значение его песни имеют в 2020 году

Esquire
«Лучше вообще не думать. Как слизень» «Лучше вообще не думать. Как слизень»

Чарльз Буковски дает советы

Weekend
«Не хочу в офис»: почему и как с этим быть? «Не хочу в офис»: почему и как с этим быть?

Как вернуться обратно к офисной жизни?

Psychologies
Южная готика и новая этика Южная готика и новая этика

«Долина соблазна» — производственная драма из жизни стриптизерш

Weekend
Поругаться и не расстаться Поругаться и не расстаться

Все семейные пары ссорятся – и это нормально. Главное, не переходить грань

Лиза
Бег Элагабала: отрывок из нового романа Виктора Пелевина «Непобедимое солнце» Бег Элагабала: отрывок из нового романа Виктора Пелевина «Непобедимое солнце»

Виктор Пелевин поделился фрагментом своего нового романа «Непобедимое солнце»

Forbes
Кэтрин Лэнгфорд: «Меня много раз отвергали» Кэтрин Лэнгфорд: «Меня много раз отвергали»

Звезда сериала «13 причин почему» о сильных женщинах и любви к русской классике

Cosmopolitan

Фильмы и сериалы о временных петлях становятся все более актуальными

Esquire
Бежать нельзя остановиться. Почему спорт — это не панацея в борьбе со стрессом Бежать нельзя остановиться. Почему спорт — это не панацея в борьбе со стрессом

Почему спорт может стать не спасением, а источником стресса

Forbes
Презентация ключа на банке, игра Pepsi Invaders и Санта-Клаус: заметные рекламные кампании Coca-Cola в 20 веке Презентация ключа на банке, игра Pepsi Invaders и Санта-Клаус: заметные рекламные кампании Coca-Cola в 20 веке

Неординарные рекламные стратегии для продвижения бренда Coca-Cola в ХХ веке

VC.RU
Рак, смерть брата, мерзкий характер: трагическая история актера Вэла Килмера Рак, смерть брата, мерзкий характер: трагическая история актера Вэла Килмера

С Вэлом Килмером просто невозможно работать... и вот почему

Cosmopolitan
Ришельё: сделаем Францию снова великой! Ришельё: сделаем Францию снова великой!

Знаменитый кардинал Ришельё создал сильную централизованную державу

Дилетант
От каких вещей в доме стоит избавиться, чтобы не потерять любовь? От каких вещей в доме стоит избавиться, чтобы не потерять любовь?

Могут ли вещи разрушить отношения?

Psychologies
Место на карте: Баскунчак Место на карте: Баскунчак

Знакомимся с историей легендарных природных памятников России

Культура.РФ
Открыть в приложении