Иван Бессонов
16-летний пианист из Петербурга победил на классическом «Евровидении» в Эдинбурге — России не доставался главный приз этого международного конкурса молодых исполнителей ни разу за все двадцать шесть лет существования.
Вы абсолютный чемпион среди молодых российских пианистов по количеству золотых медалей, завоеванных на международных музыкальных конкурсах. Чем «Евровидение» отличается от остальных соревнований, на которых вам довелось играть?
Когда выступаешь на нескольких конкурсах подряд, в какой-то момент начинает казаться, что все они похожи друг на друга. Но это еще и потому, что для меня по большому счету совершенно все равно, где и в каких обстоятельствах играть: оказываешься на сцене — и все, что тебя окружает, моментально становится не слишком существенным. Я стараюсь относиться к каждому без исключения концерту как к самому важному и самому ответственному — так, будто выходишь к публике в последний раз. Поэтому я бы не сказал, что выступление на «Евровидении» было чем-то особенным. Конечно, это не совсем традиционный конкурс, в нем все-таки очень силен элемент шоу, и это нужно было учитывать при подготовке. В «Евровидении» принимают участие исполнители на самых разных музыкальных инструментах — от скрипки и контрабаса до саксофона и ударных. Жюри приходится сравнивать несравнимое — так что главными критериями становятся артистизм, подача в зал, способность завоевать аудиторию.
В отличие от большинства конкурсов, достаточно жестко регламентирующих выбор программы, «Евровидение» в этом смысле предоставляет участникам картбланш. Как вы им воспользовались?
Быть свободным, как известно, очень сложно. Казалось бы, выбирай что хочешь, делая ставку на музыку, которая представит тебя в выигрышном свете. Но выбор произведений для программы — это целое искусство, особенно когда речь идет о конкурсе: нужно, чтобы у композиторов совпадали «группы крови», важно думать о том, как расходуются физические силы, стоит обязательно предусмотреть зону, где бы ты мог отдохнуть, не снижая при этом градуса внимания зрительного зала… В обсуждении программы для «Евровидения» принимал