Искусство: Михаил Шемякин
Самый известный в России и мире петербургский художник давно стал космополитом, но регулярно проводит новаторские выставки в своем Центре на Садовой улице. Мы попросили мэтра объяснить на пальцах, что такое актуальное искусство и кого все-таки возьмут в будущее.
О разнице между современным и советским художником
Я человек другого поколения и из другой страны, которая называлась Советский Союз. В то время нас, молодых художников, имеющих смелость отказаться от канонов соцреализма и ищущих новых путей в своем творчестве, сажали в сумасшедшие дома на принудительное лечение — я провел шесть месяцев в психиатрической больнице и чудом оттуда вышел, благодаря стараниям моей матери. Ведь тогда даже альбомы Сальвадора Дали или Фрэнсиса Бэкона были доступны очень немногим, а на полках специального хранения в библиотеках книги были классифицированы по степени опасности. Это сейчас в магазинах продаются трактаты Филонова или Малевича, вы можете в Интернете просматривать работы художников со всего мира, выставлять в галереях или в той же Сети любые свои работы. Мы же были существами с совершенно другим мышлением и даже подумать не могли о выставках или продажах своих работ — государство их не купило бы как идеологически неправильные, а арт-рынка тогда не было. Как я отбирал студентов на курс в Воронежской академии искусств несколько лет назад? Абитуриенты должны были написать, что их привлекает в искусстве и каким они мыслят свое будущее как художника, будущее в художественном мире. И если я видел, что молодой художник хочет участвовать во всех выставках, хочет быть известным, то даже не рассматривал его работы. Только у немногих ребят я находил фразу: «Я просто не могу жить, чтобы не рисовать». Вот их я принимал в свой класс, ведь мы, художники 1960-х, творили потому, что это и была наша жизнь.
О судьбе современного искусства в России
Пожалуй, Россия — это другая планета относительно всего остального арт-мира. В наших реалиях смешно говорить об арт-рынке, арт-мафии, установлении цен на искусство. Тут люди живут в совершенно ином временном измерении, как в научно-фантастической книге «Трудно быть богом» братьев Стругацких. Сколько в США фондов, которые поддерживают искусство? А сколько их в России? Музей современного искусства с хорошими выставками, подобный московскому «Гаражу», должен быть в каждом областном центре страны — я часто говорил об этом в Министерстве культуры, но дальше разговоров дело не продвинулось. И несмотря на это, я верю, что именно в России должен произойти третий «взрыв в искусстве», как я это явление называю. Первый взрыв — русская средневековая икона, являющаяся вершиной метафизического искусства, оказавшая огромное