Илья Дель
Актер удивительной трагикомической органики дождался роли, в которой смог выкрутить тумблер своего грандиозного таланта на максимум. Князь Мышкин из «Идиота» в версии Ильи Деля и режиссера Петра Шерешевского (премьера в «Приюте комедианта»!) — не блаженный и святой, а подверженный приступам депрессии и шизофрении гиперчувствительный поэт, который превращает стихи в рэп-речитативы.
Князь Мышкин в «Идиоте», которого вы играете в спектакле Петра Шерешевского в «Приюте комедианта», это же такая классическая актерская «роль мечты», вроде Гамлета?
Наверное, да. Я вообще очень люблю этот роман, он для меня, пожалуй, самый светлый из всего написанного Достоевским. При этом я не артист, грезящий о конкретных ролях. Просто однажды уже в эту воду входил — репетировал Мышкина, но, к сожалению, до финала не дошел. Осталась незавершенность, внутреннее ощущение, что могло бы получиться здорово, и чувство, что я что-то слышу в этом персонаже.
Незакрытый гештальт…
Точно! В каком-то смысле это и раньше началось. Когда я учился в 10-м классе, режиссер Владимир Бортко утвердил меня на роль Коли Иволгина в телесериале «Идиот», где Мышкина играет Евгений Миронов.
Да ладно?!
Да, мы приезжали с гастролями театра «Предел» в Петербург (отец Ильи Владимир Дель руководит скопинским театром «Предел» в Рязанской области, в котором он выступал с детства. — Прим. ред.) и играли «Преступление и наказание». На него пришла ассистент Бортко и после просмотра пригласила на пробы. Я поехал, прочитал текст — и меня утвердили. Когда же нас попробовали с Евгением Витальевичем, то решили, что сниматься я не буду: я оказался выше него ростом. Это была такая юношеская травма. (Улыбается.)
Зато у вас огромный театральный бэкграунд! В 12 лет вы уже играли Моцарта в дуэте с отцом в «Пределе», позднее там же Раскольникова. После окончания института получили премию «Прорыв» за роль романтичного хулиганаРомео в спектакле Галины Ждановой. В «Коварстве и любви» Василия Бархатова ваш Фердинанд оказывался начинающим рокером, в «Кукольном доме» Юрия Квятковского доктор Ранк был этаким клоуном-трансформером. А в культовом мюзикле Максима Диденко и Николая Дрейдена «Ленька Пантелеев» вы и вовсе запели. Внимание, вопрос: что в образе Льва Мышкина пришлось делать нового по-актерски?