Грядут перемены
Каким станет Петербург будущего в следующие 15 лет — решается прямо сейчас! Градоначальники утвердили новый генплан города: пять новых переправ через Неву, 120 станций метро, почти 50 новых трамвайных линий, строительство, парки и зеленые зоны. А еще — поправки к 820-му закону об охране исторических зданий и новые правила землепользования и застройки. Что думают об этих переменах в городе ведущие девелоперы и как они оценивают прошедший год? Подводим итоги 2025-го.
Эдуард Тиктинский, президент Группы RBI
Флагман исторического редевелопмента Петербурга Группа RBI на этот раз взялась за свободное переосмысление русской допетровской архитектуры — и подвела проектом «Миръ» итоги года
Есть ли объекты в градостроительстве Петербурга — 2025, которые лично вам показались грандиозными?
Строительство новой ветки метро (Красносельско-Калининской линии) и нового Большого Смоленского моста через Неву — проекты, мощные по масштабу и влиянию на жизнь города. Ведь для его функционирования как организма важна транспортная инфраструктура. Проект развития территории «Лахта Центра» пока что более отдаленная, по-своему «визионерская» перспектива — но от этого она не менее захватывающая.
Какие положительные изменения наметились в городе?
В Петербурге появился новый генплан. И скоро будут утверждены обновленные правила землепользования и застройки, приведенные с ним в соответствие. Все это задает тренд на упорядочивание и переход к более гибкому регулированию. Также меняется и подход к охране исторических зданий. До недавнего времени в нашем городе наблюдалась парадоксальная ситуация: девелоперы ничего не могли сделать с объектами, построенными в Петербурге до 1917 года, независимо от их состояния и реальной исторической ценности. При этом блестящие образцы конструктивизма, сталинского неоклассицизма, жемчужины архитектуры XX века зачастую не входили в охранный контур. Внесение поправок в 820-й закон отчасти сняло это противоречие. Следующим логичным шагом должно стать составление полного реестра исторических зданий и принятие экспертного решения об их использовании. Для инвесторов это могло бы стать хорошей мотивацией, чтобы заниматься историческими объектами.
Расширилась ли за этот год география премиальных районов?
Восприятие людей всегда консервативно: «образ» локации в глазах покупателя не меняется одномоментно. Подлинно премиальными остаются районы исторического центра: Петроградский, Центральный, частично Адмиралтейский и Василеостровский, плюс лучшие локации Курортного района. А вот сам продукт меняется быстрее: те характеристики, что ранее были прочно связаны с премиальной недвижимостью, сегодня активно проникают в более доступный сегмент. К примеру, наши проекты в районе станций метро «Улица Дыбенко» или «Проспект Просвещения» (жилые комплексы «Гений» и «Струны»), то есть в локациях, не являющихся традиционными для бизнес-класса, еще десять лет назад по большинству критериев мы бы отнесли именно к бизнес-классу — по уровню архитектуры, авторскому дизайну входных групп, технологическим решениям.
Каким проектом вашей компании в портфолио 2025 года вы особенно гордитесь?
Мы дали старт целому ряду проектов, в том числе «Визионер», «Коллекционер», «Гений», «Репин», «Цвет Зеленогорска»… О некоторых из них в городе знали давно и давно их ждали. Прошли все градостроительные согласования — сложности, которые в Петербурге связаны как с высокими требованиями города к социальной инфраструктуре, так и с необходимостью скоординированной работы разных застройщиков. Осенью мы сдали дом «Миръ» на Миргородской улице — уникальный образец современной архитектуры по мотивам «русского стиля», популярного в начале XX века. Парадный облик дома, который мы создали вместе с архитектором Евгением Герасимовым, связан с архитектурой исторического Феодоровского собора и продолжает традиции застройки Центрального района Петербурга. Это последний проект на красной линии полукруглой площади у Феодоровского собора — таким образом, мы завершили формирование ансамбля, начатое тем же архитектором 10–15 лет назад.
