Александр Мальцев
Первый мужчина России в синхронном плавании занимался этим видом спорта, несмотря на травлю, отсутствие перспектив и равнодушие тренеров. Но в 2015 году смешанные дуэты ввели в программу ЧМ, и теперь в 24 года он — четырехкратный чемпион мира
Как вы вообще попали в синхронное плавание?
В Петербурге в 2002 году набирали мальчиков в секцию синхронного плавания в качестве эксперимента — тогда шли разговоры о возвращении мужчин в этот вид спорта, смешанные дуэты выступали на международных (правда, только коммерческих) соревнованиях, американец Билл Мэй добивался возможности участвовать в Олимпийских играх в составе группы. Но мои родители выбрали эту дисциплину, потому что она разноплановая. Это не только плавание, но и гимнастика, хореография, акробатика, общая физическая подготовка, растяжка. Начинал с нуля: пришел в бассейн в нарукавниках, хотя у всех вокруг уже были навыки. Пришлось ежедневно много работать — мне было семь лет, но уже тогда родители объясняли, что если ты за что-то взялся, то нужно все делать на совесть.
Скоро ли вы столкнулись со стереотипами?
Когда был маленьким, совсем не сталкивался — всерьез меня не воспринимали. Другие мальчики постепенно уходили в альтернативные виды спорта, потому что не выдерживали: перспектив нет, на соревнованиях ты выступать не можешь, медали и разряды недостижимы даже на уровне страны, а про международный уровень я вообще молчу — к тому же вокруг одни девочки. Я же вскоре втянулся и полюбил этот вид спорта — помню, как смотрел выступления синхронисток на YouTube, и они впечатлили меня именно с художественной точки зрения, это было что-то на грани искусства. Я понял, что хочу заниматься этим, совмещая силу, технику и артистизм. Когда я остался единственным парнем, тренеру и девочкам из группы это начало надоедать. Но я был убежден, что этот вид спорта должен быть доступен мужчинам — иначе несправедливо. Объективных причин для недопуска, на самом деле, нет, кроме того, что так привычнее. Я был уверен, что ситуация изменится, поэтому увлеченно занимался и надеялся, что это произойдет не слишком поздно.