Никита Владимиров: «Пережить волнение»
«Сноб» публикует пьесу Ивана Вырыпаева «Волнение», написанную специально для Алисы Фрейндлих. Чем новая роль обернулась для актрисы, рассказывает ее внук и продюсер проекта Никита Владимиров.
Как вы стали продюсером?
Методом исключения. Я окончил экономический факультет при училище МХАТ. Успел попробовать себя и в музыке, и в актерстве – ни там ни там как-то не сложилось. Сейчас хочу дебютировать как режиссер в театре «Современник». Но если ничего не выйдет, тогда уже сконцентрируюсь полностью на продюсерской работе.
Продюсер – это сравнительно новая профессия для российской сцены. То есть театральные антрепренеры были всегда, в советское время они именовались директорами. И вот теперь гордое слово «продюсер». Чем для вас является эта профессия?
Попыткой реализовать собственные организаторские способности и одновременно утолить жажду творчества, которая меня по-прежнему не покидает.
Я так понимаю, что именно этой жажде мы обязаны появлением пьесы «Волнение»?
В гораздо большей степени она, конечно, обязана своим появлением моей бабушке Алисе Бруновне Фрейндлих, которая давно мечтала сыграть что-то новенькое. Но в данном случае наши желания совпали.
Сколько времени прошло от появления самой идеи пьесы до ее постановки на сцене БДТ?
Года полтора, наверное. Но тут нам крупно повезло. Первый вариант, который прислал Иван Вырыпаев, сразу понравился Алисе Бруновне. Надо знать характер моей бабушки: я могу быть триста раз ее внуком, но во всем, что касается работы, никакие уговоры и компромиссы с ней невозможны. Поэтому ее согласие было решающим и главным фактором для этого проекта. Наверное, мне нет смысла говорить, как зависимы даже известные актеры от режиссуры, от драматургии, от тысячи самых разных обстоятельств. С одной стороны, им не хочется повторяться, делать то, что уже было когда-то. С другой – все меньше остается сил, меньше доверия к чужим идеям. Больше страха провала или неудачи. Алисе Бруновне невероятно повезло, что долгие годы рядом с ней был Игорь Петрович Владимиров, выдающийся режиссер, который любил и понимал ее. Он знал, как раскрыть ее талант, чтобы он заиграл всеми гранями, какая требуется для нее оправа. С тех пор прошло почти сорок лет.
И за эти годы она привыкла решать все сама, но подсознательная потребность в профессиональном и заинтересованном взгляде со стороны, какой-то поддержке и заботе в ней живет по-прежнему. Алисе Бруновне и сегодня поступает множество самых разных предложений и в театре, и в кино. Но ей, как правило, ничего не нравится, она все отвергает. Поэтому я решил воспользоваться своим, скажем так, семейным положением и предложить проект, сделанный специально для нее. Я понимал, какая пьеса могла бы ее увлечь, какая должна быть там для нее роль.