Рассказ Алексея Варламова «Чара»

СНОБКультура

Литература осень 2025: Чара

Рассказ

Алексей Варламов

1

В начале девяностых Павлик Колдаев окончил с красным дипломом университет и остался преподавать на кафедре. Платили ему совсем не много, а у Колдаева был маленький ребенок и жена не работала, потому что сын родился недоношенным и требовал специального ухода.

— Пока дитя маленькое, массаж надо делать, после года поздно будет.

Так объяснил молодым родителям похожий на Пьера Безухова частный врач-педиатр из Филатовской больницы. В качестве гонорара Павлик предложил коллекционный японский виски, бог знает сколько лет пролежавший у них дома. Безухов повертел бутылку и попросил, чтобы ему заплатили за консультацию деньгами и лучше в СКВ.

— В чем?

— В свободно конвертируемой валюте, — доктор вздохнул и положил виски в ящик стола.

В детской поликлинике ребенка поставили в очередь на массаж и велели ждать месяца три или четыре, но Павлик не хотел упускать время и нашел частную массажистку Тамару. Вернее, это была массажистка из той же поликлиники, только приходила она к ним частным образом. Колдаев брал дополнительные уроки, занимался с капризной кореянкой, которая жила на Смоленской и была недовольна тем, что в русском языке сложная система падежей, давал уроки испанского семье, собиравшейся уезжать на постоянное место жительства в Аргентину, ездил к шестиклас снику Олегу на проспект Вернадского и учил его, как писать сочинение по литературе, однако денег все равно не хватало.

Они ничего не откладывали, в отпуск не ездили и все лето сидели на подмосковной даче, где Павлик вскопал все, что можно было вскопать, и засадил картошкой. Еще у них были грядки с овощами, парник, плодовые деревья, кусты смородины, крыжовника и малины, и со всего этого они собирали семейный оброк. Солили, мариновали, консервировали, варили варенье и закатывали банки с компотом. Заготовками занималась жена. Она не корила Павлика за то, что он мало зарабатывает, но когда Колдаев думал о том, как убого они живут, ему становилось стыдно.

В конце лета Павлик попросил своего зятя Игоря Дубова перевезти банки в город. Консервов оказалось так много, что они не поместились в багажнике просевшего под тяжестью урожая старенького спортивного БМВ с треснувшим стеклом, и часть пришлось поставить в салон.

— Ничего, зато будет что зимой есть, — объяснил Павлик недовольному родственнику. — Возьми себе, что нравится, в счет оплаты. Эскавэ у меня все равно нету.

— Ого, какие ты слова, оказывается, знаешь! — машина взревела, рванула с места, и Дубов стал объяснять Павлику, что давно пора бросать дурацкий университет и уроки, за которые платят гроши, да еще унижают и могут в последний момент отменить и не заплатить.

— Стыдно взрослому здоровому мужику так жить. Делом займись! Да неважно каким! — рассердился он. — Любым, где можно делать деньги. Я, знаешь, шурин, тоже физтех окончил и в аспирантуру поступил, а потом все похерил и открыл свой «Колибри». И ничего унизительного в том, чтобы продавать людям продукты и вещи, не вижу.

— Если я начну заниматься бизнесом, мы потеряем и то, что у нас есть, — вздохнул Павлик и стал размышлять о превратностях судьбы своей и общей. Он был счастлив несколько лет назад, когда наступила свобода, однако скоро почувствовал, что ничего кроме опрятной бедности она ему не принесла, и в душе выросла обида на всех сытых, разбогатевших, наживающихся на чужом горе людей.

— Нашему поколению невероятно повезло, — рассуждал зять, перестраиваясь с одной полосы на другую. Он делал это ловко и непринужденно, и пожалуй, то было единственное, чему Павлик завидовал. Сам он хотел бы научиться водить машину, но еще в военкомате, когда они проходили медкомиссию для призывников, выяснилось, что он дальтоник, и по той же причине Колдаев не смог поступить на геологический факультет, о котором мечтал.

— За месяц можно сколотить целое состояние, и больше такое не повторится. Шанс, который выпадает раз в столетие. Смотри, ты вот от тестя квартиру, дачу, машину получил, на которой не ездишь. А сам что сыну оставишь? Да ты совсем не слушаешь меня!

— Почему? Слушаю.

— А если слушаешь и ничего не хочешь или не можешь, так иди мыть машины, там и то больше платят!

К счастью, дача находилась не очень далеко от города. Они остановились возле гаража, где стояла проржавевшая бесполезная «пятерка», а внизу был оборудован погреб. В холодное время года Колдаев приносил из погреба дары и труды их лета и твердил про себя слова Скарлетт О’Хары из «Унесенных ветром»: никогда моя семья не будет голодать.

Так они и жили, а еще втайне ото всех Павлик писал рассказ о том, как родился их сын, сколько они с женой натерпелись от больниц, врачей, ложных диагнозов и мрачных перспектив, сколько выстрадали и выплакали и как были счастливы, когда страшное осталось позади. Постепенно рассказ расширялся и превращался в повесть. Павлик и сам не знал, для кого и для чего он ее пишет, но так ему становилось легче. А кроме того, это был способ выразить благодарность судьбе, которая их сильно помучила, бросая от отчаяния к надежде и обратно, зато какой чудесный и сообразительный рос теперь мальчик, точно два месяца, которые дитя провело не в утробе матери, а в холодном и резком мире, развили его ум и сердце. Павлик сидел возле манежа, где ползал сын, тюкал на машинке печальную историю с благополучным концом и думал о том, что большего счастья в жизни уже не будет.

Он писал долго, исправлял, вычеркивал, добавлял и снова вычеркивал. Жене говорил, что пишет диссертацию, но иногда спрашивал ее про беременность и роды.

— Зачем тебе? — она не любила вспоминать то время.

Он что-то бормотал в ответ и, выведав нужные ему подробности, шел писать. Потом дал рукописи немного полежать, потом снова прочитал, еще раз почеркал, поломал голову над названием и спрятал подальше от глаз. Может, когда-нибудь сын прочитает – вот и все, что он ему оставит. Однако теперь, после дурацкого разговора с зятем, вдруг подумал: а что если попробовать рукопись продать? Сказал же поэт: пишу для себя, печатаюсь для денег.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Леди в черном Леди в черном

То, о чем мечтает прекрасная половина мира, — норма жизни у женщин Милана

Вокруг света
Кибербезопасность в бизнесе — игнорировать нельзя использовать Кибербезопасность в бизнесе — игнорировать нельзя использовать

Как кибербезопасность вписывается в общую систему информационной безопасности

Inc.
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
«Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма «Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма

Самые удачные экранизации произведений Дюма, которые вы могли не видеть

ТехИнсайдер
«Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич» «Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич»

История знаменитой модели «Москвич-400» полна парадоксов и вопросов

ТехИнсайдер
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Гипоаллергенная диета: что включить в меню Гипоаллергенная диета: что включить в меню

Справиться с аллергией можно не только с помощью лекарств

Лиза
Онлайн-ритейл ищет рост за МКАД Онлайн-ритейл ищет рост за МКАД

Как меняется объем рынка онлайн-торговли в России

Ведомости
Праздник урожая Праздник урожая

Консервируем овощи и фрукты с помощью кухонных помощников

Лиза
Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

Малые города: зачем бизнесу заходить на такие территории и как с этим работать?

Inc.
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Где найти: Индия, Вьетнам, Китай и Иран в Москве Где найти: Индия, Вьетнам, Китай и Иран в Москве

Московские места, в которых удастся исследовать Индию, Иран, Китай и Вьетнам

СНОБ
Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций

Социальное дистанцирование не защищает от инфекций. А что защищает?

ТехИнсайдер
«В России работают более миллиона айтишников» «В России работают более миллиона айтишников»

Как нацпроекты формируют цифровую среду

Эксперт
Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы

На самом деле китайцы изобрели множество привычных нам вещей

ТехИнсайдер
Война без конца Война без конца

Все войны начинаются и заканчиваются одинаково

Дилетант
Атлас будущего Атлас будущего

Кто станет «человеческим паркетом» и кого ИИ оставит без работы?

Вокруг света
Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин

Как себя вести, если ваша собака в чем-то провинилась?

ТехИнсайдер
Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар» Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар»

«Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки»

Коллекция. Караван историй
За себя и за того хана За себя и за того хана

Иногда монголы помогали русским в их разборках с соседями...

Дилетант
Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил» Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил»

Думаю, и встреча их тоже была предопределена

Коллекция. Караван историй
Три пощёчины Три пощёчины

Фёдор Редлих о судьбе австрийцев в Советской России

Дилетант
Белеет робот одинокий Белеет робот одинокий

Какими будут МРТК, основой которых должны стать безэкипажные катера

Ведомости
Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки

Почему недосып — это не просто усталость

Правила жизни
Микропластик привел к загрязнению воды метилртутью Микропластик привел к загрязнению воды метилртутью

Микропластик в воде перевел метилртуть в токсичную форму

N+1
Греки на краю мира Греки на краю мира

Какие сокровища нашлись у северных берегов Чёрного моря, но не в Греции?

Наука и жизнь
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
«Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров «Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров

С чем путают «близнецовое пламя» и что в этих подходах противоречит

VOICE
Ткань авангарда Ткань авангарда

История и современность Иваново — пестрая как ситец и эклектичная как пэчворк

Weekend
Открыть в приложении