Интеллект приходит во время еды
Гастрожурналист Иван Глушков рассуждает о роли искусственного интеллекта в ресторанном бизнесе. Вернее, о ее отсутствии.
Для лучшего погружения в тему я всем советую прочитать сборник рассказов «Упущенный шанс» болгарского фантаста Любена Дилова. Еще в 1981 году автор придумал ни много ни мало ChatGPT. Весь сборник — диалог писателя и специального компьютера, который сочиняет тексты на заданную тему. Альтер эго автора, понятно, работа компьютера не нравится, он все время задает новые темы, и на пару с ЭВМ они доходят до крайней степени авангарда и абсурда, не сочинив в итоге ни одного, по мнению героя, путного рассказа. Компьютер, разумеется, придется выключить и начать писать по старинке — собственные мысли и своими руками.
Увидев — к счастью, довольно редкие — потуги шеф-поваров опровергнуть эту аксиому, болгары бы точно не восхитились. Все эти «для нашего нового меню мы попросили ChatGPT рассказать о самом сезонном и самом органическом овоще ЦАО и придумать ему сочетания с хересом от нашего спонсора» выглядят ужасно искусственно. Интересно, считал бы искусственный интеллект эту иронию?
Когда шеф говорит «я загрузил в нейросеть данные 20 сортов кетчунеза, и он подобрал к моей мойве единственно верный», я чувствую обман. Я хочу, чтобы шеф сам перепробовал не 20, а все 200 сортов, макая в них все части мойвы, включая жабры и газету, в которую она была завернута. Я доверяю опыту, обонянию, вкусу, натренированности рецепторов этого конкретного человека. Качествам, которые нейросеть может описать гигабайтами лекций по анатомии, но никогда не сможет приобрести. Более того, я поверю только тому шефу, который никогда не перепоручит вышеописанную дегустацию даже самым близким и преданным членам своей команды, не говоря уже о какой-то там бездушной машине. Потому что в этом для него — один из смыслов работы. Он обожает запахи и вкусы, обожает копаться в них, изучать, разбирать на составляющие, записывать в тетрадку и помечать разноцветными стикерами. Возможно — и даже почти наверняка — что-то время от времени забывая и путая, ведь эти два-три процента несовершенства делают его работу еще более изумительной. Вообще, справедливости ради, волна любви поваров