Цель – Церель
Историко-этнографические опыты с кроссовером Škoda Kodiaq на острове Сааремаа.
В темноте подвешенная к фюзеляжу ДБ-3 авиабомба ФАБ-1000 напоминала кабанью тушу. Натужно взревев, бомбардировщик капитана Гречишникова взял разбег. Едва оторвавшись от земли, перетяжеленный самолет рухнул в лес. Аэродром Кагул замер. В осевшей тишине донесся отдаленный грохот – это взорвался взлетавший со второго аэродрома, в Астэ, ДБ-3 старшего лейтенанта Богачева.
– Взлет с тонными бомбами запрещаю! – свирепо прохрипел начальник авиации Военно-Морского Флота генерал-лейтенант Жаворонков.
Настоявший на этом эксперименте официальный представитель Ставки, летчик-испытатель Коккинаки, не глядя никому в глаза и не произнося ни слова, погрузился в свой истребитель И-16 и улетел на Большую землю...
Историю нам преподавали неправильно. Не про Ленина в шалаше следовало талдычить мальчишкам. А свозить в авиационный музей в Монино, подвести к двужильному ДБ-3... Возвращаясь с ночных бомбардировок Берлина, летчики валились с ног. Засыпали прямо у шасси, не в силах даже отдать рапорт командиру.
Мальчишкам нужна мужская история. История поступков. У нас же идеология напрочь вытеснила из истории смысл происходившего, логику поступков.
Взять наши ночные налеты на Берлин в августе-сентябре 1941 года. В мировой практике им трудно подобрать аналогию. Разве что первую американскую бомбежку Токио 18 апреля 1942 года. Летчики, взлетавшие с авианосца Hornet, тоже действовали на грани возможного, с ничтожными шансами на возвращение.
Узнав, что тест-драйв Škoda Kodiaq пройдет на острове Сааремаа, я уже не сомневался, что именно советские налеты на Берлин станут сюжетным стержнем моего материала. А тут еще и Валдис Пельш снял фильм по теме «Берлин 41-го. Долетали сильнейшие».
Маршрут пролегал через весь Моонзундский архипелаг, к крайней точке острова Сааремаа, мысу Церель. Интересного по пути густо. На любой вкус. Гостю похвастаются соломенными крышами, что запросто заменяют собой кондиционеры и служат по пятьдесят лет, накормят рыбным супом со сметаной, покажут, куда три с половиной тысячи лет назад упал метеорит. Увлеченного военной историей в первую очередь, конечно, привлекут руины батарей береговой обороны. История 43-й батареи на мысе Церель легла в основу романа Пикуля «Моонзунд» и одноименной двухсерийной кинодрамы (режиссер Александр Муратов, «Ленфильм», 1987), удивившей, как помню, уровнем постановки на фоне хлынувшей на экран перестроечной «чернухи». Тут важно вовремя остановиться, «задробить стрельбу», как в старину выражались артиллеристы. На осмотр всего не хватит ни времени, ни сил. Цель – Церель? Едем!