За пять лет, прошедших с покупки контрольного пакета акций венской ярмарки искусств Viennafair, председатель совета директоров российской инвестиционной компании RDI Group Дмитрий Аксенов последовательно сменил бренд, место проведения и сроки. Теперь это никакая не ярмарка, а Viennacontemporary

СНОБСтиль жизни

Дмитрий Аксенов: искусство как главный драйвер

За пять лет, прошедших с покупки контрольного пакета акций венской ярмарки искусств Viennafair, председатель совета директоров российской инвестиционной компании RDI Group Дмитрий Аксенов последовательно сменил бренд, место проведения и сроки. Теперь это никакая не ярмарка, а Viennacontemporary

 Текст Сергей Николаевич

Теперь это уже не Reed Messe – самое традиционное выставочное пространство Вены, а Маrx Halle, здание бывших скотобоен на юге австрийской столицы. В семидесятые годы XIX века тут забивали коров и быков, теперь выставляют и продают современное искусство. Прогресс, можно сказать, налицо. Раньше у ViennaFair было два куратора, теперь осталась одна – Кристина Штейнбрехер-Пфандт, хрупкая, коротко стриженная блондинка, хорошо известная в московских и западных художественных кругах. Раньше в названии был акцент на старинное слово «ярмарка» – fair. Теперь – на современность, contemporary. Ну и, конечно, сроки. С самого начала тут была какая-то неразбериха. Теперь все четко: третья неделя сентября, сразу после парижских антикваров, милости просим в Вену на современное искусство. Все остальное как будто без изменений.

Вена – признанная столица искусств, традиционно ориентированная на Восточную Европу. Здесь русское искусство любят, знают, им интересуются. Опять же состоятельных русских, имеющих в Австрии свой бизнес или недвижимость, огромное количество. Да и коллекционерам раздолье. Добираться легко, а главное – это цивилизованный европейский арт-рынок, работающий не по чьим-то понятиям и капризам, а по давно заведенным правилам и законам. Оказавшись под сводами Маrx Halle, ты попадаешь в актуальный контекст современного западного искусства. А рядом выставляются наши соседи – галереи бывших советских республик: Азербайджана, Казахстана, Белоруссии, Украины и стран Балтии. В Москве они обычно теряются, а здесь пришлись очень кстати. Разумеется, пока viennacontemporary недотягивает по уровню имен и цен до Базеля или Майами. Но у нее другие цели и другие возможности. Скорее это пространство, где Европа встречается с Россией без ненужных посредников и пафосного официоза. Смотрит, приценивается, изучает.

Дмитрий Аксенов на фоне картины Валерия Кошлякова «Руины. Храм», 2008. Холст, акрил.
Фото: Арсений Несходимов

По сравнению с прошлыми ярмарками в этом году российских галерей стало заметно меньше: «Гараж», Regina, Moscow Art Newspaper… Кризис! При этом самих русских художников не убавилось. Просто их все чаще представляют западные галереи. Картины Олега Дoу висят на стенде у испанцев (галерея Senda), графику Ольги Чернышевой надо искать у немцев (берлинская галерея Diehl), а «дачные» инсталляции с видео Андрея Монастырского – у австрийцев (венская галерея Charim). Все разбрелись кто куда. Но тем и хороша viennacontemporary – это одна из немногих площадок, где можно собраться вместе. К тому же все налажено с европейской точностью и пунктуальностью: шатлы приходят вовремя, конференции и public talk проводятся точно по расписанию. А ближе к вечеру по всему городу начинается марафон вечеринок, презентаций, ужинов, где за бокалом австрийского рислинга или чего-нибудь покрепче, собственно, решаются ключевые вопросы. К этому надо добавить интенсивную культурную программу. Такое чувство, что музейная жизнь в Вене не замирает ни на миг: постоянно открываются все новые и новые выставки, а к их нескончаемому списку добавляются еще просмотры частных коллекций, обычно закрытых для широкой публики. Лично для меня одним из самых интересных событий стало посещение дворца Разумовского, где разместилась Sanziany Collection, которую собрали два любителя прекрасного: Адриан Риклин и Энтони Сташель. Она одна вполне тянет на музей современного искусства, где представлены все основные имена, включая многих наших соотечественников. Ну и, конечно, veinnacontemporary невозможно представить без рыжей спортивной курточки Дмитрия Гутова. Для меня она стала чем-то вроде символа ярмарки наряду с ее ярко-голубыми афишами, обложками и билетами. Разумеется, я и раньше знал, что Гутов прекрасный художник, но что он еще и потрясающий музейный гид, глубокий знаток всех художественных эпох и направлений, обнаружил только здесь. Уже ради одной его лекции по Брейгелю в Историческом музее можно было бросить все и отправиться в Вену. Вообще, как у каждого живого дела, вокруг veinnacontemporary сложился свой постоянный круг почитателей, участников, сочувствующих. Необязательно, что они все завзятые коллекционеры или знатоки современного искусства. Скорее это что-то вроде клуба успешных, состоятельных людей, так или иначе связанных дружбой или деловыми отношениями с владельцем ярмарки Дмитрием Аксеновым. Он здесь главный герой, движущая сила и распорядитель кредита. От его слова зависит вся эта хрупкая и затейливая постройка, где сложно переплетаются искусство и бизнес, личные пристрастия и практические интересы, амбиции художников и маржа дилеров. И все это надо контролировать и просчитывать, начиная с размещения самих галерей в павильонах Marx Halle и заканчивая именной рассадкой гостей на частных ужинах. Иногда Аксенов с его мефистофельской аккуратной бородкой и демоническим жгучим взглядом напоминал мне дирижера за пультом симфонического оркестра. По примечательному совпадению в этом году он возглавил Общество российских друзей Зальцбургского фестиваля. Так что музыка теперь прочно вошла в круг его интересов. Впрочем, наш разговор мы начали все же с Венской выставки-ярмарки современного искусства.

Пространство культурного центра в Ново-Молоково. 

Пять лет назад Viennafair была заявлена вами как главный форпост восточноевропейского искусства. Несмотря на все переезды и переименования, я так понял, концепция сохраняется?

Арт-рынок живет и развивается по законам махрового капитализма. Что-то открывается, что-то закрывается. Восточноевропейский фокус нами был выбран неслучайно. Есть исторический контекст, есть географические реалии. Этот фокус сохраняется. На сегодня распределение сил приблизительно выглядит так: треть представляют галереи Восточной Европы, треть – австрийцы, треть – остальные. И это делает нас особенными.

А в чем особенность? 

Попадая на Венскую ярмарку, встречаешься сразу с девятью лучшими галереями из России, пятью – из Венгрии, двумя – из Хорватии и т. д. Все они собраны в одном месте. Их легко найти, их просто обойти. К тому же, чтобы всерьез привлечь к себе внимание где-нибудь в Базеле, потенциала этих галерей явно не хватит. Это и делает нас уникальными.

«Доярка», Ольга Солдатова, 2004. Мрамор, смальта.

Новое позиционирование может отразиться на успехе всего предприятия?

Это был, конечно, риск. Ведь мы одновременно поменяли бренд, место и срок. Для бизнеса это жесткий ход. Но он был закономерен и полностью себя оправдал. Потому что у нас была серьезная проблема с владельцами главного выставочного павильона, которые не могли дать нам фиксированные сроки аренды. Они постоянно ставили нас между ярмарками кошек или мебели, которые для них были несравнимо приоритетнее, чем современное искусство. Для них Artfair вообще была какая-то непонятная маргинальная история: какие-то странные люди, сомнительные арт-объекты. А поскольку мы зависим от сезонных сроков других арт-форумов, нам было необходимо зафиксировать точные даты. И те, которые были бы удобны нам. Увы, эти условия были невыполнимы для наших арендодателей, поэтому нам пришлось перебраться на территорию бывшей скотобойни. Кстати, это исторический памятник, о котором мало знают даже сами венцы. Потрясающее ажурное литье, как бы в пику или в ответ Франции с ее Эйфелевой башней от Австро-Венгерской империи. «Ничего себе! – говорили мне многие австрийцы. – Мы бы так и не узнали, что у нас есть такая красота, если бы не русские». Место работает, даты подходящие, концепция тоже. Все оказались в выигрыше.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слушаем и читаем Слушаем и читаем

Литературные и музыкальные произведения, исследующие и меняющие вкусы людей

СНОБ
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях

Настоящие шекспировские страсти в теориях заговора вокруг литераторов

Правила жизни
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Олимпиада, мать царя Олимпиада, мать царя

Почему античные историки так ненавидели мать Александра Великого — Олимпиаду?

Дилетант
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Тайна «пляжного тела» Тайна «пляжного тела»

«Пляжное тела»: почему оно есть у всех и в то же время не существует

VOICE
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

ИП и ООО: чем отличаются и какая форма ведения бизнеса подойдет именно вам?

Inc.
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Как в кино Как в кино

Как мода и кино дополняли друг друга в разные времена

Grazia
Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты

Микролинзирование помогло обнаружить пару из красного и коричневого карликов

N+1
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Фрагмент истории Фрагмент истории

Интерьер, в котором сохранили стену с аутентичной кирпичной кладкой

Идеи Вашего Дома
Олег Минаков: «Рынок дженериков будет замедляться, и мы ставим на биотех» Олег Минаков: «Рынок дженериков будет замедляться, и мы ставим на биотех»

Почему «Озон Фармацевтика» решила сосредоточиться на выпуске биоаналогов

Монокль
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
США: ловушка долгового государства США: ловушка долгового государства

Чем грозит раскручивание долговой спирали и кто в США может решиться на дефолт?

Монокль
Романтики Севера Романтики Севера

Чем привлекает людей Арктика? Почему сюда по-прежнему едут энтузиасты?

Отдых в России
«Если вы не занимаетесь пиаром, им займется ваш конкурент». Как работает PR-агентство для девелоперов «Если вы не занимаетесь пиаром, им займется ваш конкурент». Как работает PR-агентство для девелоперов

Зачем девелоперам личные блоги и wellness-мероприятия?

Inc.
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Панические атаки Панические атаки

Что такое паническая атака и как с ней справиться?

Здоровье
Когда-то были безделушками, а теперь — сокровища: 5 вещей из СССР, которые сегодня стоят больших денег Когда-то были безделушками, а теперь — сокровища: 5 вещей из СССР, которые сегодня стоят больших денег

Вещи из СССР, которые можно продать и получить за них кругленькую сумму

ТехИнсайдер
Удвоенная польза Удвоенная польза

Как применяются цифровые двойники в банковской сфере

Ведомости
Открыть в приложении