За пять лет, прошедших с покупки контрольного пакета акций венской ярмарки искусств Viennafair, председатель совета директоров российской инвестиционной компании RDI Group Дмитрий Аксенов последовательно сменил бренд, место проведения и сроки. Теперь это никакая не ярмарка, а Viennacontemporary

СНОБСтиль жизни

Дмитрий Аксенов: искусство как главный драйвер

За пять лет, прошедших с покупки контрольного пакета акций венской ярмарки искусств Viennafair, председатель совета директоров российской инвестиционной компании RDI Group Дмитрий Аксенов последовательно сменил бренд, место проведения и сроки. Теперь это никакая не ярмарка, а Viennacontemporary

 Текст Сергей Николаевич

Теперь это уже не Reed Messe – самое традиционное выставочное пространство Вены, а Маrx Halle, здание бывших скотобоен на юге австрийской столицы. В семидесятые годы XIX века тут забивали коров и быков, теперь выставляют и продают современное искусство. Прогресс, можно сказать, налицо. Раньше у ViennaFair было два куратора, теперь осталась одна – Кристина Штейнбрехер-Пфандт, хрупкая, коротко стриженная блондинка, хорошо известная в московских и западных художественных кругах. Раньше в названии был акцент на старинное слово «ярмарка» – fair. Теперь – на современность, contemporary. Ну и, конечно, сроки. С самого начала тут была какая-то неразбериха. Теперь все четко: третья неделя сентября, сразу после парижских антикваров, милости просим в Вену на современное искусство. Все остальное как будто без изменений.

Вена – признанная столица искусств, традиционно ориентированная на Восточную Европу. Здесь русское искусство любят, знают, им интересуются. Опять же состоятельных русских, имеющих в Австрии свой бизнес или недвижимость, огромное количество. Да и коллекционерам раздолье. Добираться легко, а главное – это цивилизованный европейский арт-рынок, работающий не по чьим-то понятиям и капризам, а по давно заведенным правилам и законам. Оказавшись под сводами Маrx Halle, ты попадаешь в актуальный контекст современного западного искусства. А рядом выставляются наши соседи – галереи бывших советских республик: Азербайджана, Казахстана, Белоруссии, Украины и стран Балтии. В Москве они обычно теряются, а здесь пришлись очень кстати. Разумеется, пока viennacontemporary недотягивает по уровню имен и цен до Базеля или Майами. Но у нее другие цели и другие возможности. Скорее это пространство, где Европа встречается с Россией без ненужных посредников и пафосного официоза. Смотрит, приценивается, изучает.

Дмитрий Аксенов на фоне картины Валерия Кошлякова «Руины. Храм», 2008. Холст, акрил.
Фото: Арсений Несходимов

По сравнению с прошлыми ярмарками в этом году российских галерей стало заметно меньше: «Гараж», Regina, Moscow Art Newspaper… Кризис! При этом самих русских художников не убавилось. Просто их все чаще представляют западные галереи. Картины Олега Дoу висят на стенде у испанцев (галерея Senda), графику Ольги Чернышевой надо искать у немцев (берлинская галерея Diehl), а «дачные» инсталляции с видео Андрея Монастырского – у австрийцев (венская галерея Charim). Все разбрелись кто куда. Но тем и хороша viennacontemporary – это одна из немногих площадок, где можно собраться вместе. К тому же все налажено с европейской точностью и пунктуальностью: шатлы приходят вовремя, конференции и public talk проводятся точно по расписанию. А ближе к вечеру по всему городу начинается марафон вечеринок, презентаций, ужинов, где за бокалом австрийского рислинга или чего-нибудь покрепче, собственно, решаются ключевые вопросы. К этому надо добавить интенсивную культурную программу. Такое чувство, что музейная жизнь в Вене не замирает ни на миг: постоянно открываются все новые и новые выставки, а к их нескончаемому списку добавляются еще просмотры частных коллекций, обычно закрытых для широкой публики. Лично для меня одним из самых интересных событий стало посещение дворца Разумовского, где разместилась Sanziany Collection, которую собрали два любителя прекрасного: Адриан Риклин и Энтони Сташель. Она одна вполне тянет на музей современного искусства, где представлены все основные имена, включая многих наших соотечественников. Ну и, конечно, veinnacontemporary невозможно представить без рыжей спортивной курточки Дмитрия Гутова. Для меня она стала чем-то вроде символа ярмарки наряду с ее ярко-голубыми афишами, обложками и билетами. Разумеется, я и раньше знал, что Гутов прекрасный художник, но что он еще и потрясающий музейный гид, глубокий знаток всех художественных эпох и направлений, обнаружил только здесь. Уже ради одной его лекции по Брейгелю в Историческом музее можно было бросить все и отправиться в Вену. Вообще, как у каждого живого дела, вокруг veinnacontemporary сложился свой постоянный круг почитателей, участников, сочувствующих. Необязательно, что они все завзятые коллекционеры или знатоки современного искусства. Скорее это что-то вроде клуба успешных, состоятельных людей, так или иначе связанных дружбой или деловыми отношениями с владельцем ярмарки Дмитрием Аксеновым. Он здесь главный герой, движущая сила и распорядитель кредита. От его слова зависит вся эта хрупкая и затейливая постройка, где сложно переплетаются искусство и бизнес, личные пристрастия и практические интересы, амбиции художников и маржа дилеров. И все это надо контролировать и просчитывать, начиная с размещения самих галерей в павильонах Marx Halle и заканчивая именной рассадкой гостей на частных ужинах. Иногда Аксенов с его мефистофельской аккуратной бородкой и демоническим жгучим взглядом напоминал мне дирижера за пультом симфонического оркестра. По примечательному совпадению в этом году он возглавил Общество российских друзей Зальцбургского фестиваля. Так что музыка теперь прочно вошла в круг его интересов. Впрочем, наш разговор мы начали все же с Венской выставки-ярмарки современного искусства.

Пространство культурного центра в Ново-Молоково. 

Пять лет назад Viennafair была заявлена вами как главный форпост восточноевропейского искусства. Несмотря на все переезды и переименования, я так понял, концепция сохраняется?

Арт-рынок живет и развивается по законам махрового капитализма. Что-то открывается, что-то закрывается. Восточноевропейский фокус нами был выбран неслучайно. Есть исторический контекст, есть географические реалии. Этот фокус сохраняется. На сегодня распределение сил приблизительно выглядит так: треть представляют галереи Восточной Европы, треть – австрийцы, треть – остальные. И это делает нас особенными.

А в чем особенность? 

Попадая на Венскую ярмарку, встречаешься сразу с девятью лучшими галереями из России, пятью – из Венгрии, двумя – из Хорватии и т. д. Все они собраны в одном месте. Их легко найти, их просто обойти. К тому же, чтобы всерьез привлечь к себе внимание где-нибудь в Базеле, потенциала этих галерей явно не хватит. Это и делает нас уникальными.

«Доярка», Ольга Солдатова, 2004. Мрамор, смальта.

Новое позиционирование может отразиться на успехе всего предприятия?

Это был, конечно, риск. Ведь мы одновременно поменяли бренд, место и срок. Для бизнеса это жесткий ход. Но он был закономерен и полностью себя оправдал. Потому что у нас была серьезная проблема с владельцами главного выставочного павильона, которые не могли дать нам фиксированные сроки аренды. Они постоянно ставили нас между ярмарками кошек или мебели, которые для них были несравнимо приоритетнее, чем современное искусство. Для них Artfair вообще была какая-то непонятная маргинальная история: какие-то странные люди, сомнительные арт-объекты. А поскольку мы зависим от сезонных сроков других арт-форумов, нам было необходимо зафиксировать точные даты. И те, которые были бы удобны нам. Увы, эти условия были невыполнимы для наших арендодателей, поэтому нам пришлось перебраться на территорию бывшей скотобойни. Кстати, это исторический памятник, о котором мало знают даже сами венцы. Потрясающее ажурное литье, как бы в пику или в ответ Франции с ее Эйфелевой башней от Австро-Венгерской империи. «Ничего себе! – говорили мне многие австрийцы. – Мы бы так и не узнали, что у нас есть такая красота, если бы не русские». Место работает, даты подходящие, концепция тоже. Все оказались в выигрыше.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую» Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую»

Елизавета Боярская, ее любовь к театральной сцене и будущее искусства в России

СНОБ
Российское бьюти-чудо: как меняется отечественная индустрия косметики Российское бьюти-чудо: как меняется отечественная индустрия косметики

Как российская косметика становится полноценным трендсеттером

РБК
Осталось две недели! Осталось две недели!

Подробный чек-лист подготовки к Новому году – чтобы ничего не забыть

Лиза
Новое прочтение Новое прочтение

Современная архитектура и продуманный классический интерьер: дом в Подмосковье

SALON-Interior
Дело о наведённой порче Дело о наведённой порче

Русская деревня в XIX столетии вызывала у интеллигенции противоречивые чувства

Дилетант
Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты

Как «матюки» во время физических нагрузок помогают превзойти свои возможности

Maxim
Право на смелость Право на смелость

Певица Люся Чеботина и психолог Анетта Орлова — о любви к себе и сепарации

Psychologies
«Мои родственники защищали Москву»: Яна Сексте впервые снялась в фильме о войне «Мои родственники защищали Москву»: Яна Сексте впервые снялась в фильме о войне

Яна Сексте — о съемках в военной драме «В списках не значился»

VOICE
«Мамонты следующие»: Colossal Biosciences вернула к жизни вымерших 10 тысяч лет назад лютоволков «Мамонты следующие»: Colossal Biosciences вернула к жизни вымерших 10 тысяч лет назад лютоволков

Как ученым Colossal Biosciences удалось произвести на свет щенков лютоволка

VC.RU
Эффект рататуя Эффект рататуя

Как вкусы из детства могут формировать наш характер и модель поведения

Grazia
Как понять, хорошо ли работает ваш директор по развитию Как понять, хорошо ли работает ваш директор по развитию

Какие KPI нужно измерять у директора по развитию, чтобы бизнес развивался

Inc.
Немедикаментозное снижение массы обрекло канадца на хроническую боль Немедикаментозное снижение массы обрекло канадца на хроническую боль

Почему может развиться хроническая боль на фоне снижения массы тела

N+1
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Открывая космос Открывая космос

Путеводитель женщины-астронавта по миру миссий, чудес и перемен в космосе

kiozk originals
От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима

История первых гладиаторских боев корнями уходит еще в III век до нашей эры...

ТехИнсайдер
Запечатанный воздух Запечатанный воздух

Японские семейные тайны Сахалина

Weekend
Нестандартные страховки Нестандартные страховки

В страховом бизнесе развиты необычные полисы под нестандартные решения

Ведомости
Юродивый из Лефортова Юродивый из Лефортова

Почему смерть рэпера обсуждала вся страна и что не так с молодежной политикой?

Монокль
Мария Порошина Мария Порошина

«Людмила Ставская взяла меня за руку, а я чувствовала себя как слепой котенок»

Караван историй
Самые безумные и правдоподобные теории заговора про римских пап Самые безумные и правдоподобные теории заговора про римских пап

Какие теории заговора про римских пап были самыми безумными?

Maxim
Ликвидность на бумаге Ликвидность на бумаге

Почему в банковской системе России сохраняется структурный профицит ликвидности

Ведомости
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
Учеба без отрыва от работы Учеба без отрыва от работы

Выстроить систему обучения сотрудников можно и без корпоративного университета

Ведомости
Японские ученые протестировали три способа пробуждения и выяснили, как избавиться от сонливости по утрам Японские ученые протестировали три способа пробуждения и выяснили, как избавиться от сонливости по утрам

Как изменение освещения в спальне поможет избавить от сонливости по утрам

Inc.
Жуткая история Крис Кремерс и Лизанны Фрун, которые исчезли во время похода в Панаме Жуткая история Крис Кремерс и Лизанны Фрун, которые исчезли во время похода в Панаме

Жуткая история туристок, от которых остались только кости

ТехИнсайдер
Запутавшееся в кредите образование Запутавшееся в кредите образование

Почему кредит на образование недостаточно популярен среди студентов?

Ведомости
Четыре скрытых сценария: почему мы так легко теряем с трудом заработанные деньги Четыре скрытых сценария: почему мы так легко теряем с трудом заработанные деньги

Какие сценарии чаще всего приводят к денежным потерям?

Forbes
11 натуральных чистящих средств, которые найдутся у тебя на кухне 11 натуральных чистящих средств, которые найдутся у тебя на кухне

Если жизнь подкинула тебе лимон, почисти им смеситель!

VOICE
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю» Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю»

«Я больше 30 лет никогда ни с кем не обнималась. А это очень хорошая штука»

Караван историй
Открыть в приложении