Ольга Свиблова: больше пикселя
Про меня все знают: если вижу грязную посуду, сразу встаю ее мыть. Это рефлекс, который всегда срабатывает и в местах общепита, и в кафе, и в гостях, да где угодно. Если что-то не так, надо исправить. Если грязно, надо убрать. В истории с Центром Помпиду, который в просторечии парижане именуют Бобуром, есть что-то от этой моей неисправимой привычки. У меня давно чесались руки собрать коллекцию русских художников 1960–1990-х годов, которой нигде в мире нет. Причем сделать так, чтобы она сразу стала всеобщим достоянием, сразу попала в мировой контекст. Но как и где? И с кем? Тут должно сойтись множество обстоятельств. Во-первых, необходим музей мирового класса, причем желательно в одной из главных европейских столиц. Во-вторых, очень серьезный бюджет, позволяющий купить лучшее из того, что еще доступно. В-третьих, добрая воля самих художников или их наследников. Это не говоря уже о всей логистике и невероятных организационных усилиях. Время от времени я возвращалась к этой идее, но понимала, что в одиночку мне с ней не справиться. При том что острая необходимость в этом назрела уже давно. Русское искусство послевоенного периода в мировых музеях почти не представлено. Есть несколько звучных имен типа Кабакова, Булатова, Комара и Меламида, но их произведения, разбросанные по коллекциям и собраниям, лишь усиливают ощущение, что никакого изобразительного искусства в России во второй половине ХХ века просто не существовало. Как кто-то однажды зло съязвил, «все русское искусство весит меньше пикселя». Особенно это заметно по контрасту с русским авангардом, который давно стал мировым брендом. В любом музее мира можно найти картины Малевича, Кандинского, Шагала, Гончаровой, Ларионова… Но кто пришел им на смену? Где их прямые преемники и наследники на родине? А на нет, как говорится, и суда нет. Да и откуда взяться интересу к нашим концептуалистам или нонконформистам, если они вообще не представлены в главных мировых собраниях, если их картины почти никогда не участвуют в аукционах, выставках, арт-ярмарках?